Алексею Кудрину не нравится вольность, с которой другие обращаются с бюджетом. "У нас скоро бюджет превратится не в финансовый документ, а в утверждение списка идей", — спорил вчера глава Минфина на комиссии по модернизации. Министерство, в частности, против предложения разрешить переносить на следующий год бюджетные остатки. Как заверил РБК daily источник в Кремле, с г-ном Кудриным все проекты решений согласовывались, и столь жесткая реакция удивила кремлевских чиновников.
Заседание комиссии в подмосковной резиденции Горки посвятили вопросам регулирования инновационной деятельности. Выяснилось, что "в законодательстве много препятствий, которые не позволяют быстро и эффективно осваивать новейшие технологии". В пример Дмитрий Медведев привел плохо работающий закон о создании при университетах малых предприятий для внедрения своих разработок и закон о госзакупках.
"По оценкам экспертов, до реформирования системы госзакупок о так называемых откатах в этой сфере говорила приблизительно треть предприятий, а через четыре года — уже практически половина. Этот закон нуждается в серьезной корректировке", — признал глава государства, добавив, что в сегодняшнем послании Федеральному собранию уделит этой теме особое место. Вчера он предложил подумать над тем, чтобы дать послабление при госзакупках инновационной, технически сложной и уникальной продукции.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, со своей стороны, предложила внести в бюджетное законодательство поправки, позволяющие переносить на следующий год не использованные в текущем финансовом году бюджетные ассигнования на госзаказы по НИОКР. "На наш взгляд, нынешняя система создает стимулы для приемки некачественных работ, фиктивной приемки под обещания доработать в следующем году", — отметила она.
Обе идеи резко раскритиковал Минфин. "По принципам бюджетной политики, я считаю, это неправильно, это невозможно, — заявил Алексей Кудрин в ответ на идею переносить остатки ассигнований на следующий год. — На сегодняшний день примерно на 140 млрд руб. министерства и ведомства не потратят свои средства. Если бы было разрешение не переносить остатки, это было бы от 300 млрд до 500 млрд руб., и Счетная палата не в середине года бы писала, что не исполняются средства на модернизацию и на проекты, а даже бы в декабре писала, что исполнена только половина средств на модернизацию!"
"Вы считаете аргументы МЭР нерациональными?" — удивился президент. "Да, считаю такие аргументы необоснованными», — подтвердил Алексей Кудрин, высмеяв мысль Эльвиры Набиуллиной о том, что правильно планировать и своевременно проводить тендеры и закупки в рамках госзаказа очень часто не удается. "Правильно — как раз качественно планировать и своевременно проводить тендеры. Конечно, можно принимать решения, когда у нас только в голове идея. У нас уже бюджет скоро превратится не в финансовый документ, а в утверждение списка идей, а под них зарезервированы средства!" — язвительно заметил министр финансов.
Это замечание явно не понравилось Дмитрию Медведеву. "Мы с вами знаем, как у нас зачастую происходит расходование бюджетных средств. Невозможно исходить из "стерильной" ситуации. Вы не предполагаете, что, если мы сейчас качественно не поменяем бюджетное планирование, проблема сохранится и дальше?" — заметил президент министру. "На 90% это следствие нарушения планирования и несвоевременного утверждения проектов", — снова и снова повторил аргумент про дисциплину Алексей Кудрин. И попытался повернуть аргументацию президента про откаты в пользу своих доводов.
Но получилось, что министр, наоборот, раскритиковал идею главы государства ослабить законодательство при инновационных госзакупках. "У меня еще сегодня много дел, завтра послание", — прервал на этом Кудрина президент, заявив, что, несмотря на критику Минфина, подпишет все подготовленные проекты поручений. "Все, что было в словах министра, нужно будет тщательно проработать. Но окончательное решение будет за президентом и правительством!" — отрезал он.
Как пояснил РБК daily источник в Кремле, все проекты решений, озвученные вчера, проходили согласование со всеми ведомствами. "Проект согласовывался с Минфином, замечания у ведомства были, но не в таком жестком виде, — отметил собеседник издания, добавив, что, несмотря на противодействие финансового ведомства, идея о возможности переноса остатков на следующий год вполне может быть принята. — Но тут нужно будет подробно обсуждать технику".