Новости
Соседей объединят через социальную сеть
Общество | В России

В среду вечером в программе "Альтернатина" на радио "Вести ФМ" Тина Канделаки и ее собеседники завершили цикл выпусков, посвященных благоустройству городских пространств. Почему россияне не проявляют инициативу и ждут, пока государство сделает ремонт в их подъезде? Почему москвичи не знают, как зовут их соседей по лестничной клетке? Почему замусорены территории, прилегающие к жилым домам? На все эти вопросы вместе с Тиной пытались ответить главный продюсер "Вести ФМ" Анатолий Кузичев, искусствовед Марат Гельман, а также основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян.

В прошлых двух передачах Тина и ее соведущие пришли к выводу, что российские граждане пассивны в плане самостоятельного благоустройства своей среды обитания. Изредка имеют место точечные инициативы, но и те являются вынужденной реакцией на некий раздражитель, крайней мерой, к которой люди прибегают в отчаянии. Вчера вечером Марат Гельман высказал мысль, что это явление связано с советской ментальностью многих горожан. "Люди не понимают, что это их подъезд. В советские времена было два субъекта: один – это я, а второй – государство. Все то, что за дверью моей квартиры, – это не мое. Вечная оппозиция "свое-чужое" – это чистой воды советское наследие", – заметил Гельман.

Соглашаясь с этим тезисом, Тина Канделаки подчеркнула, что если человек сам вложил личные средства в ремонт подъезда, у него автоматически выработается новое отношение к этому пространству. Ведущая добавила, что расходы на благоустройство отнюдь не экстраординарные: все стройматериалы обойдутся в общей сложности в тысячу рублей, какие-то деньги уйдут на ремонтные работы. «Когда мне городские власти отремонтировали подъезд, мне это не понравилось, потому что они чудовищно это сделали. Когда я сама все отремонтировала, я, конечно же, там никому не даю просто так ходить, за всем наблюдаю, за всеми убираю, и у меня всегда там чистота и порядок», – пояснила Тина.

Марат Гельман обратился к зарубежному опыту. Он вспомнил организацию "Волонтеры Америки", которая насчитывает 70 тысяч участников по всей стране. Эти люди добровольно занимаются уборкой парков по выходным. "Они приходят в организацию, пишут заявление: "Мы готовы, мы можем организовать комьюнити" – и получают краски, щетки, метлы. Государство на этом кучу денег экономит, ведь не надо нанимать рабочих. Оно точно уверено, что люди парк уберут хорошо, потому что они делают это для себя", – рассказал искусствовед. Давид Ян, который тоже некоторое время жил в США, возразил, что в энтузиасты идут в основном жители благополучных районов. "Мне кажется, что волонтеры – это люди, которые все-таки реализовали свои первичные потребности. У них уже есть нормальная квартира или дом, их дети сыты и одеты".

Давид Ян, который тоже некоторое время жил в США, возразил, что в энтузиасты идут в основном жители благополучных районов. "Мне кажется, что волонтеры – это люди, которые все-таки реализовали свои первичные потребности. У них уже есть нормальная квартира или дом, их дети сыты и одеты, а главное, у них появилось свободное время", – отметил программист.

В ответ Гельман предположил, что если граждане сегодня активно объединяются в социальные сети типа "Одноклассников", то с таким же успехом в Рунете можно запустить сеть "Соседи". Он настоял на формировании некого общественного пространства, энергия которого направлена на созидание.

Тина Канделаки напомнила, что многие москвичи не знакомы со своими соседями, и связала этот факт с патерналистской моделью, господствующей в российском обществе: люди постоянно перекладывают ответственность на абстрактного "большого брата". "Надо создать общественное мнение в первую очередь. Настроения на самом деле очень патерналистские. И мне кажется, что сейчас в России это основная проблема. Но тенденция говорит о том, что эти настроения можно переломить. Если есть сеть "Одноклассники", и людей радует и объединяет только то, что можно просто познакомиться, возможен и следующий этап – познакомились, а теперь давайте что-то еще сделаем вместе. Появился абсолютно новый фактор для россиянина – интерес к незнакомым людям. Теперь вопрос: в чем этот интерес, помимо просто знакомства?", – заключила Тина.