Одной из причин аварии самолета Ту-154 в Домодедово является сочетание ошибок действий экипажа и специфики работы датчиков приборной панели самолета. Об этом РБК сообщил источник в комиссии по расследованию причин происшествия.
Он уточнил, что подобные нештатные ситуации на Ту-154 случались в 1998, 2002 и в 2004-м годах, однако в результате четких действий экипажа трагедий удалось избежать. Все нештатные ситуации были исправлены еще в воздухе, и самолеты приземлялись в штатном режиме.
Источник также добавил, что приборные данные самолета Ту-154 имеют ряд недостатков. Так, например, если тумблер насоса подачи топлива работает в штатном режиме, над ним горит зеленая лампочка. Однако если по каким-то причинам этот насос отключается, то никакого светового сигнала в кабину не поступает - просто гаснет зеленый индикатор. Таким образом, экипаж вполне мог не заметить отключения системы, так как был занят набором высоты и контролем за соответствующими приборами.
Таким же образом приборная панель Ту-154 информирует об отключении автопилота и некоторых других систем. По мнению собеседника агентства, к аварии в Домодедово могло привести аварийное отключение насосов подачи топлива, о чем экипаж вовремя не узнал, а во время посадки началась паника, и пилотам "было уже не до этого". Окончательные результаты расследования будут обнародованы позже по итогам работы комиссии Международного авиационного комитета.
В понедельник, 13 декабря, командир самолета Ту-154М авиакомпании "Авиалинии Дагестана", отверг все основные версии о причинах катастрофы. В частности, 60-летний пилот Закаржа Закаржаев заявил, что после вылета лайнер был полностью исправен.
По поводу версии об отказе двигателей самолета из-за некачественного топлива летчик заметил, что действительности она не соответствует. Командир лайнера рассказал, что второй пилот Ту-154, который высказал подобное предположение, просто оговорился или "не отошел от шока" после аварии. По его словам, авиационным керосином, которым заправили аварийный лайнер, также были заправлены десятки самолетов, которые не испытали каких-либо проблем в полете.
Эксперты Международного авиационного комитета (МАК) продолжают, тем временем, расшифровку речевого бортового самописца Ту-154. В настоящее время ведутся работы по очистке звуковой информации от шумов. Как правило, экспертам удается разобраться в причинах катастрофы после расшифровки данных параметрического и аварийного самописцев, а речевой в этом случае играет лишь вспомогательную роль.
Однако на этот раз для полноценного расследования понадобились все три прибора. Дело в том, что следователи не могут выяснить, почему возник недостаток давления в топливной магистрали самолета, что привело к отказу двигателей. Предполагается, что это могло произойти по вине пилотов.
Самолет Ту-154 авиакомпании "Авиалинии Дагестана", следовавший по маршруту Москва – Махачкала, после вылета из аэропорта Внуково совершил с неработающими двигателями аварийную посадку в аэропорту Домодедово и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, получив при этом серьезные повреждения. В результате происшествия два человека погибли, 83 человека были госпитализированы. По данному факту возбуждено уголовное дело.