В нескольких регионах России накануне прошли акции протеста против передачи Русской православной церкви имущества, которое до 1917г. имело религиозное назначение, а после революции было национализировано. Защитники музеев и памятников архитектуры называют церковную реституцию "варварством", пишет сегодня газета "Коммерсант".
В Москве митинг несогласных с возвращением РПЦ ряда бывших церковных объектов состоялся на Пушкинской площади. По словам координатора акции Елены Новожиловой, мероприятие было организовано по инициативе жителей Калининграда, где церкви хотят отдать протестантские соборы и рыцарские замки. Участники митингов призывают власти доработать закон, принятый без учета мнений экспертов.
В Воронеже организаторы аналогичной акции раздавали гражданам листовки с рассказом о том, как РПЦ достаются объекты культурного наследия в Калининграде, Рязани и Челябинске. Пикетчики вооружились плакатами с лозунгами "Не укради!".
Общественный комитет по защите музея-заповедника "Рязанский кремль" выразил протест против передачи здания кремля местной епархии. Лозунги участников пикета гласили, в частности, что "Кремль – не квартира архиерея". В Челябинске же спорным объектом стало здание органного зала, который расположен в храме Александра Невского.
Директор Института религии и права Роман Лукин в интервью изданию выразил мнение, что акции протеста против передачи РПЦ религиозного имущества не изменят ситуацию радикально. Тем не менее, о церкви в обществе может быть сформировано "определенное мнение".
Напомним, в октябре 2010г. при обсуждении закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" в Общественной палате РФ разразился скандал. Одни члены ОП заявили, что этот документ противоречит российской Конституции. Другие считают, что данные выводы "выражают интересы лишь определенного профессионального сообщества, желающего заблокировать передачу верующим культовых зданий и святынь". По мнению экспертов, налицо открытый конфликт между двумя группами, одна из которых лоббирует интересы музейного сообщества, а другая — интересы религиозных организаций.