Новости
Россиянам показали новые грани света и звука
Политика

Огромное здание, полностью скрытое строительными лесами и рекламными щитами, выступает массивом на оживленной питерской улице, резко контрастируя с окружающей его архитектурой в стиле барокко и замерзшими каналами. За фасадом из временных конструкций скрывается неработающий старый универмаг сталинских времен – и на днях там имела место удивительнейшая трансформация.

Стены, пустые витрины, колонны, лестничные пролеты и потолки были закрашены черной краской и завешены затемняющей тканью. Однако столь строгие декорации имеют только функциональное назначение: в темном интерьере происходит крупнейший в мире и самый амбициозный фестиваль цифрового искусства.

Заявленный как "самая большая в мире выставка цифрового искусства", фестиваль Yota Space, организованный компанией Yota, оператором мобильного Интернета, стал первым фестивалем цифровых технологий в России. Стоит отметить, что большинство приглашенных для демонстрации возможностей цифровых технологий артистов и художников – британцы или работают в Великобритании. И это самое удивительное открытие: оказывается, самые великие цифровые художники мира сегодня – британцы.

Выставочное пространство огромно: под инсталляции занято пять этажей бывшего универмага общей площадью 15000 м2. В Великобритании таких масштабных фестивалей еще не проводилось – там цифровое искусство пока воспринимается больше как дополнение к другим формам искусства, в частности, к музыке, нежели как самостоятельное явление.

Весь прошлый год Yota искала лучших в мире представителей цифрового искусства и приглашала их на свой фестиваль для демонстрации новых работ. И вот, британские художники Chris Levine, Jason Bruges и Brian Eno, преодолев все бюрократические препоны, привезли свои фантастические шедевры для участия в новом шоу.
На градус всеобщего возбуждения в день открытия не могли повлиять ни минусовая температура, ни налетевший снегопад.
Привыкнув к полумраку завешенного помещения, посетители видят Sound, инсталляцию базирующегося в Великобритании объединения художников United Visual Artists (UVA). Инсталляция являет собой 47 колонн, сверкающих огнями и играющих музыку, реагируя на движение людей, которое считывают датчики.
Этажом выше другой британский артист заставляет людей вести себя не менее странно. На огромном киноэкране яркими чернильными каплями в воде разливаются различные люминесцирующие цвета. При этом, как и в случае с Sound, автор инсталляции под названием Body Paint Mehmet S Akten заставляет ее реагировать на движения людей. Разобравшись в чем дело, зрители начинают махать руками и делать разные другие движения, с удивлением наблюдая, как они превращаются в цветовой фейерверк.

На следующем этаже – еще одно британское чудо. Здесь Chris Levine, работая лазерами, светодиодами и оптическими приборами, создает скульптурные световые изображения, самое знаменитое из которых - 3D голограмма английской королевы. Но для Yota он подготовил кое-что другое. Но первый взгляд кажется, что в предоставленной ему маленькой комнатке только и есть, что три лампы дневного света, расположенные вертикально по центру каждой из стен. Но их сильный свет пускает перед глазами странные объемные изображения.
Если не шевелить головой, ничего не видно. Но стоит только отвести взгляд, как из ниоткуда появляется изображение Будды. Пока вы удивленно моргаете и спрашиваете "Ты это видел?", следующая лампа высвечивает слово "Любовь" прямо у вас в голове.
Целый этаж на фестивале Yota курировала британская компания onedotzero, представляющая цифровое искусство. Посетителям, плутающим среди маленьких занавешенных помещений, предлагаются различные интерактивные перформансы и работы небольшого масштаба.

Shane Walter, креативный директор onedotzero, утверждает, что Британия стала центром цифрового искусства, потому что в ней существует сообщество художников и мастеров, которые с удовольствием делятся своей техникой и применяемыми технологиями, сотрудничая друг с другом.
Одной из самых ярких работ onedotzero является серия Strata, созданная итальянским художником Quayola, проживающим в Лондоне. Вдохновленный витиевато украшенным потолком римской Chiesa del Gesù, он создал анимационные зарисовки, разбивающие «геологические формации» классических картин таким образом, что цвета, формы и жесты на изображениях, которые были созданы сотни лет назад, приобретают подвижную цифровую форму.

Brian Eno – это одно из наиболее известных имен в мире цифрового искусства, хотя, возможно, он больше известен благодаря его работе в Roxy Music, а не работам со световыми дисплеями. Организаторы фестиваля Yota убедили его представить самую его известную работу 77 Million Paintings, где 77 миллионов картин отображены через преломление набора цветных форм, как оникс – подобную структуру невозможно математически повторить.
Работа Eno является ярким примером соединения музыки и цифрового искусства – эта тенденция наблюдается в Британии уже в течение последних двух декад. По словам Eno, между цифровым искусством и музыкой существует «естественная связь». Однако, каждый, кто бывал на фестивале искусств, основанных на новых медийных технологиях, знает, что значительно больше внимания уделяется музыке.
Этот акцент на чувственное восприятие, восприятие на уровне ощущений, наверное, стал одной из причин такого холодного приема цифрового искусства в Британии, т.к. сторонники пуризма рассматривают этот вид искусства как «тематический парк», а не как то, во что может вкладывать свои деньги Saatchi.
С развитием технологий растут и потенциальные возможности цифровых художников. Однако, когда необходимо использовать какие-либо конструкции, то стоимость их воспроизведения взлетает в разы. А так как расходы Британии ни искусство значительно сократились, то для доморощенных цифровых художников первоочередной задачей становится налаживание деловых связей со спонсорами, что поможет заглушить критические комментарии в отношении таких работ.
На настоящий момент мы может только представлять себе, как дальше будет развиваться этот вид искусства. На фестивале Yota Space британские художники, казалось, были счастливы хотя бы просто иметь возможность подискутировать и поделиться своими идеями. Будет любопытно понаблюдать, станет ли цифровое искусство вызывать больший интерес в английском мире искусства и в английском обществе, когда Британия будет провозглашена за границей как мекка пионеров цифрового искусства.