Новости
Уральские промышленники требуют от РЖД вмешаться в ситуацию с нехваткой вагонов
Экономика | Свердловская область

Ситуация с обеспеченностью промышленных предприятий Свердловской области подвижным составом переросла региональный уровень и не разрешима без вмешательства со стороны руководства ОАО "РЖД", заявляют в свердловском Союзе промышленников и предпринимателей. 

В адрес президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина от Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) было направлено письмо с просьбой помочь в решении напряженной проблемы с обеспеченностью промышленных предпринятой подвижным составом в Уральском регионе. О необходимости решения проблемы на федеральном уровне рассказал первый вице-президент СОСПП Михаил Черепанов, сообщили Накануне.RU в пресс-службе союза.

"Дефицит вагонов, в первую очередь, коснулся предприятий лесопромышленного комплекса: потребности грузоотправителей удовлетворяются на уровне 10%, заявки на подачу вагонов инвентарного парка не согласовываются, частные компании – перевозчики отказываются от заключения договоров на перевозку лесных грузов", – сказал Черепанов.

Непростая ситуация складывается в горно-металлургическом комплексе, на предприятиях производящих нерудные строительные материалы. Производители этой продукции сталкиваются с нехваткой порожних вагонов, необоснованным простоем, несоблюдением заявок и так далее. В конечном итоге предприятия находятся под угрозой срыва и расторжения контрактов, что чревато штрафными санкциями, является ограничением для их развития.

Из-за отсутствия подвижного состава для вывоза готовой продукции особенно страдают предприятия малого и среднего бизнеса расположенные в отдаленных населенных пунктах Свердловской области. Такие предприятия, как правило, являются единственным местом трудоустройства населения, поэтому ухудшение экономики предприятий непосредственно отражается на социальной обстановке.

По словам Михаила Черепанова, для снижения остроты проблемы СОСПП совместно с органами власти Свердловской области предпринимает меры по повышению эффективности использования железнодорожной инфраструктуры. Но ситуация с обеспеченностью подвижным составом на Среднем Урале по-прежнему остается напряженной, это характерно и для других регионов России.

По мнению членов СОСПП ситуация переросла региональный уровень и не разрешима без вмешательства со стороны руководства ОАО "РЖД".

В ходе дискуссии на расширенном заседании Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре и организаций-грузоотправителей участниками заседания было предложено рассмотреть возможность создания в рамках Комиссии рабочей группы, целью работы которой будет выработка рекомендаций по корректировке положений нормативно-правовых актов Российской Федерации, направленных на урегулирование правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава и его роли в перевозочном процессе. Также необходима работа по регламентации перевозок приватного порожнего подвижного состава и уточнение прав и обязанностей перевозчика, владельца инфраструктуры. Помимо этого, требуется установление обязательности возмещения государством потерь в доходах субъекта регулирования, возникающих в результате установления государством тарифов ниже экономически обоснованного уровня. 

Напомним, что в настоящий момент, в соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта, утвержденной правительством РФ, в целях обеспечения конкуренции на рынке перевозок, вагоны инвентарного парка компании передаются операторам подвижного состава. В частности 40 тыс. полувагонов были проданы на открытых аукционах, 10 тыс. полувагонов были проданы ОАО "Первая грузовая компания" и свыше 114 тыс. полувагонов передаются ОАО "Вторая грузовая компания". С нового года у железнодорожников останется только 30 тыс. вагонов для собственных хозяйственных нужд и специальных перевозок. Таким образом, чтобы отправить груз, нужно будет обращаться к компаниям-операторам. Тарифы на перевозку грузов вагонами частных операторов формируются самими операторами в соответствии с рыночной ситуацией.

Ранее, напомним, в СМИ появлялась информация со ссылкой на клиентов СвЖД о том, что компания, якобы, отказывает в перевозке грузов в связи с "выполнением графика на ноябрь". СвЖД опровергает эту информацию и напоминает, что заявки грузоотправителей на перевозку грузов в инвентарном парке РЖД удовлетворяются только в случае наличия инвентарных вагонов, при этом для перехода на перевозки грузов в подвижном составе других собственников ограничений нет. Поводом для отказа в перевозке может стать только отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки.

Сергей Хурбатов