Классические университеты как в прошлом, так и сегодня, являются важным фактором национальной безопасности в России. Не будучи "мозговыми трестами", "think tank’ами" в западном понимании, они являются "кузницами кадров" подлинной национальной элиты, полагает декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российской социологической ассоциации, доктор философских наук, профессор Владимир Добреньков. Такое мнение он высказал в интервью "Русскому Журналу".
" Поскольку в нашей стране в настоящее время формально не существует государственной идеологии, то нельзя говорить и о том, что таковая присуща тем или иным государственным вузам. В то же время, у классических университетов существуют определенные идеологические контуры, на которых мне бы хотелось остановиться подробнее.
С одной стороны, эти очертания определяются нашим общим советским прошлым, теми семью десятилетиями, в течение которых ключевые отечественные классические университеты получили воистину колоссальное развитие. То есть в тех же социально-гуманитарных науках (да и не только в них) существует вполне определенный марксистский залог, от которого избавиться в течение двух десятилетий просто невозможно, да и в определенной степени даже не нужно. Разумеется, сегодня практически никто из университетских профессоров не выступает за возвращение к советской заидеологизированности науки и образования, против многообразия теоретических и методологических конструкций. Однако нельзя не отметить, что не так много и тех, кто склоняется к отрицанию идеала социальной справедливости, к сугубо западническим либерально-позитивистским подходам, основными чертами которых являются ценностный релятивизм и принцип рыночной целесообразности как главные детерминанты эффективности образования.
С другой стороны, классические университеты как в прошлом, так и сегодня, являются важным фактором национальной безопасности. Не будучи "мозговыми трестами", "think tank’ами" в западном понимании, они являются "кузницами кадров" подлинной национальной элиты.
То есть не только и не столько чиновников и топ-менеджеров, сколько высокообразованных людей, раскрывающих в своих трудах данные им Богом таланты во благо общества и государства. И именно в силу того, что университеты не могут быть в стороне от общенационального дела, они также не могут и не находиться на государственнических, патриотических позициях.
Таким образом, мы видим две ключевые идеологические составляющие отечественной высшей школы: идеал социальной справедливости и государственничество", - отмечает эксперт.
Владимир Добреньков также прокомментировал известный тезис о соперничестве между МГУ и ГУ-ВШЭ. "Говоря об идеологии российских классических университетов, я подчеркнул, что таковой не существует и можно говорить лишь об определенных идеологических очертаниях, контурах. В значительной степени это связано с тем, что в течение 90-х годов именно либералы сделали все, чтобы деполитизировать и деидеологизировать российскую высшую школу.
В отношении же Высшей школы экономики мы имеем дело с совершенно противоположной картиной. Ни для кого не секрет, что это высшее учебное заведение изначально было построено теми же либералами, но не на принципах деидеологизации и деполитизации, а, напротив, на базе четкой либерально-западнической политической и образовательной парадигмы. Также как не секрет, что ГУ-ВШЭ всегда имела значительное зарубежное финансирование и максимальную поддержку всевозможных западных структур по продвижению сугубо утилитарных рыночных ценностей, в частности, упомянутого мной в начале нашей беседы главенства принципа рыночной целесообразности в оценке эффективности образования.
Но не будем забывать и известный нам со школьной скамьи Третий закон Ньютона. Именно сегодняшняя активная деятельность Высшей школы экономики позволяет нам не расслабляться и, учитывая ее активную работу по продвижению либерально-западнических ценностно-релятивистских идей, искать пути и формы противостояния данному направлению. И вы совершенно правы, когда говорите о корреляции между нашим противостоянием с ГУ-ВШЭ и противостоянием либералов и консерваторов во власти. Действительно, именно это противостояние, несколько активизировавшееся в последнее время, побуждает нас к более активной работе по выработке национальной образовательной парадигмы. Последняя, на мой взгляд, повторюсь, должна базироваться на трех фундаментальных составляющих. Традиционной духовности и, соответственно, основанной на ней аксиологической системе; державности (в частности, приоритете исторических национальных интересов); и, наконец, идеале социальной справедливости (выраженной, в том числе, и в незыблемости бесплатного высшего образования).
Упреждая критику оппонентов, добавлю, что поиск и разработка идеологических основ российского образования, той самой национальной образовательной парадигмы, отнюдь не исключает фундаментальности отечественных науки и образования. Напротив, только тогда, когда в основу отечественной высшей школы будут заложены незыблемые ценностные ориентиры, можно будет забыть о сегодняшних противостояниях и, не отвлекаясь на идеологическую борьбу, посвятить себя развитию науки во благо России и ее народа", - пояснил декан соцфака МГУ.