У банков просыпается интерес к заемщикам с испорченной кредитной историей. Как пишет сегодня, 24 марта, газета "Коммерсантъ", вслед за Сбербанком интерес к проблемным заемщикам других банков проявили Банк Москвы и ВТБ 24.
ВТБ 24 рассматривает возможность кредитования заемщиков с испорченной кредитной историей, получивших отказ других банков, сообщил член правления банка Александр Соколов. Речь идет о заемщиках, которые в связи с кризисом и сокращением доходов какое-то время не обслуживали свои кредиты, чем испортили себе кредитную историю, попав в черные списки банков. "Но если такие заемщики в итоге все-таки погасили свои долги, у них должна быть возможность получить кредит и восстановить кредитную историю",— аргументирует господин Соколов. Уровень риска таких клиентов в ВТБ 24 считают приемлемым и разрабатывают соответствующую систему оценки заемщиков, которая позволит выделить тех, кто допустил просрочку по объективным причинам, а также мошенников, использовавших кризис, чтобы не платить по долгам. Основные кредитные продукты, которые ВТБ 24 намерен предложить новой для себя категории заемщиков,— кредиты наличными, кредитные карты, позволяющие банку получать высокую маржу. В банке еще не решили, будут ли кредиты для таких заемщиков более дорогими, чем для клиентов с "чистой" историей.
Аналогичную программу для заемщиков с испорченной кредитной историей запускает и Банк Москвы, программа уже работает в пилотном режиме. Интерес к этой категории клиентов вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко объясняет тем, что "кредитная активность клиентов снизилась, нужно искать нестандартные ходы". "После кризиса люди не готовы наращивать потребление за счет кредитных средств, поэтому новых заемщиков сейчас мало",— объясняет эксперт.
В Сбербанке, который, в отличие от других участников рынка, традиционно готов рассматривать кредитные заявки заемщиков с плохой кредитной историей, другие объяснения. "Финансовая грамотность и ответственность у повторных заемщиков как правило автоматически повышаются после испытания трудностей с погашением по первому кредиту. Такие клиенты уже более ответственно относятся к погашению кредита",— говорит директор розничного департамента Сбербанка Наталья Карасева. Во время острой фазы кризиса требования к таким заемщикам тоже были ужесточены — допускались более короткие сроки просрочки, говорит она. Однако оценить уровень просрочки по этой категории заемщиков в Сбербанке затруднились, поскольку не ведут отдельного учета по ней.