Работа над бортовыми самописцами Ту-154 президента Польши Леха Качиньского, в субботу потерпевшего крушение под Смоленском, еще ведется, а на месте крушения работают следователи. Однако некоторые предварительные выводы ими уже сделаны и озвучены. Между тем, эксперты сходятся во мнении, что единственной причиной авиакатастрофы под Смоленском стала ошибка пилота, допущенная из-за давления находившихся в самолете VIP-персон.
Косвенно версию человеческого фактора подтвердил и глава СКП Александр Бастрыкин. В воскресенье он доложил премьер-министру России Владимиру Путину, что, по предварительным данным, авиакатастрофа не была связана с техническими проблемами на борту авиалайнера. По его словам, такие выводы можно сделать из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчером.
"Здесь бобину расшифровали,— сказал Бастрыкин.— Запись, которая есть в нашем распоряжении, подтверждает, что технических проблем с самолетом не было. Летчик был проинформирован о сложных погодных условиях и, тем не менее, принял решение о посадке".
Глава СКП добавил, что материалы с пульта управления, которые изъяли в субботу, также подтверждают эту версию.
Самолет Ту-154, совершавший перелет по маршруту Варшава — Смоленск, в субботу в 10.50 при заходе на посадку упал в лесопосадке в 300 м от взлетно-посадочной полосы. Погибли все 96 человек, находившихся на борту: восемь членов экипажа и 88 пассажиров – официальная делегация из Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским, летевшая в Катынь, чтобы почтить память расстрелянных польских офицеров, жертв политических репрессий сталинского режима.
В это время над аэродромом "Северный" стелился густой туман, о котором еще накануне сообщал Гидрометцентр. Из-за плохой видимости руководитель полетов несколько раз предлагал экипажу самолета совершить посадку на любом из близлежащих аэродромах — в Минске, Витебске, Липецке и Москве. Однако командир принял решение все же садиться на "Северный". Как пояснил первый замначальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин, согласно принятой международной практике, окончательное решение о посадке принимает экипаж, а указания же военных диспетчеров для гражданских пилотов носят рекомендательный характер.
В результате самолет заходил на посадку четыре раза, но таки не смог приземлиться. По словам главы Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько, он шел ниже установленного минимума и ударился о восьмиметровое дерево. Глава МЧС Сергей Шойгу добавил, что траектория полета свидетельствует о том, что самолет не просто летел слишком низко, но и отклонился от взлетной полосы по ширине не менее, чем на 150 метров.
Специалисты в один голос утверждают, что аэродром "Северный" один из лучших в России и пригоден для взлета и посадки воздушных судов.
"Командир полета, конечно, главный, и только он решает, как поступить,— отметил летчик-испытатель 1 класса ГосНИИ ГА, полковник запаса Александр Акименков.— Но он не мог не помнить тот случай, когда пилот не послушался Качиньского и отказался садиться в Тбилиси, поплатившись карьерой. Естественно, польский президент рвался в Катынь, хотел вовремя там появиться, и наверняка именно он заставил пилота сесть в Смоленске, навязал свое решение".
В августе 2008 года пилот Качиньского отказался сажать лайнер в столице Грузии Тбилиси, как того требовал президент. На борту лайнера в тот день находились главы Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины, направлявшиеся с визитом в Грузию. Качиньский хотел, чтобы лайнер летел "прямо в Тбилиси, чтобы можно было как можно скорее встретиться с президентом Михаилом Саакашвили". Несмотря на то, что у летчика был на руках маршрут полета президентского самолета, заранее определенный канцелярией Качиньского и не предусматривавший посадку в Тбилиси, Качиньский стал требовать, чтобы пилот совершил посадку в этом аэропорте. Однако тот не стал рисковать жизнями VIP-пассажиров в условиях сложной политической обстановки и отсутствия дипломатических договоренностей о полете в Тбилиси. Самолет приземлился недалеко от столицы Азербайджана в городе Гянджа, а высокопоставленные пассажиры добирались до Тбилиси на автомобилях. "Мы обязательно разберемся, причем на самом высоком уровне",— возмущался тогда Качиньский. По неофициальной информации, пилот был уволен.
Единственной возможной причиной катастрофы назвал давление находящихся на борту VIP-персон и другой эксперт, заслуженный военный штурман СССР, расследовавший более 50 авиационных происшествий, пожелавший, чтобы его имя не упоминали в СМИ.
"Командиру экипажа и второму пилоту можно искренне сочувствовать,— сказал он GZT.RU.— Когда Смоленск сказал, что целесообразнее направиться на другой аэродром, 105 процентов, что он пошел в люкс к президенту, здесь нет сомнений. И после того, как дважды не получилось сесть... Обычно в этом случае уходят на запасной аэродром. Здесь явно был нажим от президента или главкома ВВС. Положение летчика безвыходное – или увольняйся, или выполняй. А когда летчик в рассвете сил, ему хочется работать. Пилот, скорей всего, был выведен из спокойного состояния. Не исключено, что кто-то даже прошел в кабину и воздействовал на него".
Собеседник убежден, что ошибки пилота ТУ-154 были вызваны летевшими "випами", но это, скорей всего, останется тайной. Он с неудовольствием отметил излишнюю спешку прибытия на место происшествия высокопоставленных лиц России.
"В правилах расследования авиационных происшествий четко написано, как создается комиссия и кто в нее входит.— пояснил он.— Следователи, сотрудники прокуратуры должны взаимодействовать с комиссией, а не опережать ее. Комиссия должна состоять из специалистов — летчиков и инженеров, у которых есть опыт работы именно с этим типом самолета. Транспортные прокуроры всегда настроены карательно к летчику вместо того, чтобы разобраться, что привело к неоптимальным действиям на самом деле,— считает он.— Если бы трем независимым следователям дали бы посидеть над радиообменом, распечатка четко показала бы суть дела. А так она будет находиться под замком у министров, и никто никогда не узнает никаких деталей".
Источник: GZT.RU