Новости
Михайловский театр озадачил публику полемичной оперой
Общество | СЗФО | В России

Михайловский театр вчера представил петербургской публике результат совместной работы русской труппы, французского режиссера и солистов со всех уголков света - оперу "Иудейка". Ключевые партии в спектакле исполнили легендарный американский тенор Нил Шикофф, впервые прилетевший в Россию, а также уругвайская певица Мария Хосе Сирии, немец Томас Менерт и итальянец Джан Лука Пазолони. Премьеру, посвященную жертвам фашистских репрессий, посетили губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр культуры РФ Александр Авдеев.

В XIX в. "Иудейка" считалась эталоном "французской большой оперы", славившейся пышными декорациями и солидной продолжительностью. В 1835 г. парижская премьера растянулась на шесть часов, а на подмостках гарцевал целый табун из 20 породистых лошадей. Современная версия длится неполных четыре часа. "Купюры просто необходимы, это связано с пресловутой клипизацией сознания современника", - объяснил Арно Бернар. О великом прошлом в его спектакле напоминают масштабные хоровые партии. В некоторых массовых эпизодах задействовано до 130 человек.

Бернар предельно обострил проблематику либретто за счет переноса действия из Средневековья в 1930-е гг., поменяв инквизиторов на эсесовцев, а костры – на газовые камеры. "XX век оставил нам пример смерти: гибели многих представителей еврейского народа. Для меня было основополагающим показать эту историю в 1930-х", - говорит Бернар. Нил Шикофф считается лучшим из ныне живущих исполнителей партии ювелира Элеазара – иудея-ортодокса, в чью воспитанницу Рахиль влюбился католик Леопольд. "Зрители восхищались голосами и музыкой, остро реагировали на сюжет и на контекст. Для сегодняшней России это очень важно. Я хочу низко поклониться господину Нилу Шикоффу", - отметил министр культуры РФ Александр Авдеев.

Петербургский вариант "Иудейки" скрывает дополнительные смыслы для Нила, - ведь у него были родственники, погибшие в немецких концлагерях. "Постановщики приблизили трагедию Элеазара и Рахили к тем реалиям, которые близки ныне живущим поколениям. Практически каждый может соотнести происходящее на сцене с историей своей семьи или близких, и в каждом сердце это отзовется болью и сочувствием", - рассказал генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.