Новости
КБ, создавшему российские вагоны, исполняется 75 лет
Экономика | Свердловская область

10 мая 2010 года исполнилось 75 лет со дня создания Уральского конструкторского бюро вагоностроения, сообщили Накануне.RU в пресс-службе УВЗ.

Первым начальником бюро был назначен Дмитрий Николаевич Лоренцо, талантливый конструктор, под руководством которого проводилось важнейшее мероприятие - унификация конструкции железнодорожных вагонов. Уралвагонзавод разработал проекты унифицированных грузовых вагонов: гондолы, двух типов платформы, крытого вагона, которые были в 1940 году утверждены письмом как единые и обязательные для всех заводов страны.

Летом 1941 года в связи с войной производство вагонов на Уралвагонзаводе было прекращено, конструкторский отдел вместе с архивами был эвакуирован на Алтай. Из эвакуации сотрудники отдела вернулись в ноябре-декабре 1945 года. Отдел главного конструктора УВЗ был определен головным в отрасли по грузовым вагонам, тележкам, автосцепным устройствам. В 50-60 годы в отделе шли работы по созданию и внедрению в производство новых узлов и составляющих вагонов. Происходила не только полная модернизация серийного полувагона, находящегося в массовом производстве на УВЗ и на других вагоностроительных заводах, но и создание более мощных шестиосных и восьмиосных полувагонов грузоподъемностью 94, 100 и 125 тонн.

В 70-е годы перед вагоностроителями встала задача создания мощностей для выпуска 28 тысяч, а затем и 30 тысяч цельнометаллических четырехосных полувагонов в год. Было принято решение создать комплексное сборочно-сварочное производство с полной механизацией не только сварки, но и всех остальных операций сборки, транспортировки.

1 апреля 1979 года завод покинул последний полувагон с деревянной обшивой. Уралвагонзавод полностью перешел на выпуск цельнометаллических вагонов. Первый цельнометаллический четырехосный полувагон со Знаком качества был выпущен 7 марта 1975 года. Государственный Знак качества с 1975 по 1985 год присваивался также тележке модели 18-100, тележке модели 18-102 (УВЗ-9М).
Всего отделом главного конструктора Уралвагонзавода в период с 1936 по 1980 годы, за исключением военных лет эвакуации, создан 121 проект грузовых вагонов и 24 проекта тележек и автосцепных устройств к этим вагонам.

В 1988 году межведомственной комиссией был принят полувагон модели 12-132. По своим техническим параметрам полувагон модели 12-132 соответствовал лучшим аналогичным вагонам зарубежных стран. В 1998 году он сертифицирован в Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Эта модель полувагона на тележке 18-100 до сих пор является основной для всех вагоностроительных заводов на пространстве СНГ.

При всей значимости производства полувагонов все-таки самым заметным событием в истории вагоностроения Уралвагонзавода 1990-х годов является разработка и освоение выпуска большого семейства железнодорожных цистерн для перевозки различных нефтепродуктов и химических веществ. В третьем тысячелетии Уралвагонзавод приступил к разработке грузовых вагонов нового поколения. После проведенной модернизации полувагона модели 12-132 и тележки модели 18-100 был создан полувагон модели 12-132-03 на тележках модели 18-578, основным заказчиком которых являлось ОАО "РЖД".

Для всех вагонов нового поколения в УКБВ разработана перспективная тележка с нагрузкой от оси на рельсы 25 тонно-сил и конструкционной скоростью 120 км/ч - модель 18-194-1. В конструкцию тележки заложен целый ряд новых технических решений, который обеспечивает улучшение ходовых качеств в порожнем и груженом режиме движения, а также значительное повышение ее эксплуатационной надежности. Серийное производство тележек было начато в 2008 году. Важным элементом грузовых вагонов нового поколения является разработанное УКБВ совместно с ВНИИЖТ перспективное автосцепное устройство с повышенными технико-экономическими и эксплуатационными показателями, включающее полужесткую автосцепку СА-4 с новым механизмом сцепления, упругий центрирующий прибор, узел соединения автосцепки с тяговым хомутом, расцепной привод, приварные упоры.

В 90-е годы в УКБВ пришло новое поколение инженеров, специалистов новой формации, владеющих современными технологиями проектирования. Среди них начальники отделов А.В.Дорожкин, Д.В.Даниленко, И.Н.Еленевский, К.А.Белоусов, А.Н.Стрельченко; заместители главного конструктора К.П.Демин, А.Н.Баранов; заместители начальников отделов К.В.Башкиров (ныне начальник отдела), М.В.Агинских, В.А.Шнек, А.А.Поликарпов, инженеры-конструкторы А.В.Чирков, К.Л.Конищев, С.А.Пономарев, К.Н.Болотов, администратор ЛВС А.В.Роганов (ныне заместители начальников отделав), конструктор-дизайнер И.А.Лидзар, администратор баз данных Н.Е.Болотова и многие другие. В тесном сотрудничестве с опытными специалистами старшего поколения молодые инженеры успешно решают вопросы проектирования перспективных вагонов нового поколения и приумножают славные традиции ведущего вагоностроительного предприятия страны.