Новости
Виктор Садовничий: Регионы по отношению к центру все более выполняют роль интеллектуального донора
Общество | В России

Накануне, 17 мая, президент Российского Союза ректоров, академик Виктор Садовничий обратился к ректорскому сообществу с призывом совершенствовать в регионах страны условия развития талантливых детей с опорой на школьников, показавших лучшие результаты в олимпиадах школьников, проводимых РСОШ.

По мнению президента РСР, такая необходимость продиктована стратегическими задачами развития России, в том числе регионального развития, в части формирования на различных территориях страны высокотехнологичной экономики и мощной научно-гуманитарной базы, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Российского Союза ректоров.

"К сожалению, по отношению к центру наши регионы все более выполняют роль интеллектуального донора, значительно ослабляя при этом себя. Гуманитарная мобильность внутри страны, если она существует в традиционных рамках – это нормальный процесс. Но в последнее время в этом отношении намечается серьезный дисбаланс: например, с Камчатки уезжает подавляющее число перспективной молодежи. Поэтому нашим школьникам нужно показать возможности их реализации на местах – увлечь изучением океана и созданием основ альтернативной энергетики на Дальнем Востоке, биотехнологическими, вычислительными и телекоммуникационными проектами в Сибири, экологическими программами и новой энергетикой на Севере страны, агроинженерией на Юге, созданием новых авиационных и космических технологий в различных регионах. Это даст мощный толчок к тому, что школьники будут учиться в вузах и работать у себя в регионах",- отметил Виктор Садовничий.

Обращение президента РСР, академика Виктора Садовничего к членам Российского Союза ректоров


Традициями взращивания талантов богата российская история. Во все времена для каждого учителя, педагога работа с юными дарованиями являлась благодатным событием и вехой в жизни.

Исходя из понимания этого и отвечая перспективным запросам общества, вызовам модернизации экономики, Российский Союз ректоров выступил с инициативой создания общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи. Первоосновой системы стал Российский совет олимпиад школьников, учрежденный в 2007 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, Российским Союзом ректоров и Российской академии наук.

На совместном заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил работать с талантами "и стараться создать для них такие условия, которые сохранят для нас эти таланты, а не позволят им раствориться на каких-то заграничных просторах".

Сегодня в России существуют все структурные элементы для формирования общенациональной системы становления талантов, начиная с дошкольного, школьного, студенческого периодов и заканчивая этапом становления ученого.

Перед нами стоит задача развития во всех регионах России сквозной интегрированной системы, доступной для всех юных граждан нашей страны различных возрастов и социальных страт. Очевидно, что именно на плечи научно-образовательного сообщества ложится особая ответственность за его реализацию.

При этом особенно важно, чтобы подрастающими талантами могли обогатить себя регионы России. Поэтому именно в каждом вузе должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы талантливые дети имели возможность получить профессиональное образование, наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Результаты мониторинга успеваемости студентов первого курса, который был проведен Российским Союзом ректоров в феврале – апреле 2010 г., указывают на то, что, к сожалению, не все российские вузы в должной мере уделяют внимание к привлечению в состав своих студентов юных талантов и их последующему развитию.

Коллеги, мы не можем себе позволить быть невнимательными к юным талантам! Я обращаю Ваше внимание на талантливых детей, которых выявляют олимпиады школьников, проводимые под эгидой Российского совета олимпиад школьников.

Призываю привлекать победителей и призеров этих интеллектуальных соревнований во все вузы России, обеспечивая их образовательную мобильность и наполняя талантливыми студентами наибольшее число российских вузов. Это будет способствовать становлению лидеров нового поколения, генерирующих инновационные подходы во всех регионах России и государства в целом.

Ведь результаты исследования успеваемости студентов первого курса подтверждают высокий потенциал и волю студентов-олимпиадников к самосовершенствованию и интеллектуальному развитию. Среди них доля учащихся на "хорошо" и "отлично", как и доля учащихся выше среднего, существенно больше соответствующего показателя студентов, зачисленных на общих основаниях.

Полагаю, что привлечение в вузы школьников–олимпиадников с высоким творческим потенциалом, а также стимулирование их последующей научной деятельности через предоставление индивидуальных образовательных траекторий должны стать ответственной задачей нашего корпорации, делом каждого вуза при формировании его академической политики и организации нового приема, начиная уже с текущего года.

Уверен, стремление к знаниям, вдохновение и «зажженные сердца» талантливых ребят, соединенные с огромным опытом и колоссальным интеллектуальным багажом нашей образовательной корпорации, обогатят российское образование и науку, заложат основы великого будущего нашего Отечества!