Значительная доля предприятий в кризисный период показали не только защитные реакции, но и волю к развитию. Так, подавляющее большинство предприятий пошли на сокращение издержек (86%), сообщили Накануне.RU в пресс-службе ВЦИОМа.
Для значительной доли предприятий были характерны активные виды адаптивного поведения - освоение новых продуктов и технологий (70 %), выход на новые рынки сбыта (66 %), кредитование поставщиков и покупателей (40 %). Также выявлено упреждающее поведение - приобретение нового оборудования, модернизация производства (57 %), ремонт, реконструкция помещений (53 %).
Все три волны опроса 2007-2009 гг. показывают, что наибольшую озабоченность у российского бизнеса устойчиво и с существенным отрывом вызывают пять проблем: две из них касаются обеспечения процесса производства, три - взаимодействия бизнеса с властью.
Если в последний докризисный 2008 г. наибольшие проблемы предприниматели связывали с обеспечением процесса производства - с недостатком квалифицированных кадров (60 %) и ростом цен (52 %), то в 2009 г. на первый план вышли проблемы из второго эшелона, относящихся к сфере взаимодействия бизнеса с властью: коррупция (62 %) и высокие административные барьеры (53 %), тогда как спад производства снял остроту нехватки квалифицированных кадров и инфляции.
Опрос ВЦИОМ проведён по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 г. Опрошено 1 тыс. 200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия) представляющих три макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России.