Новости
Эксперты: Создание "элитного клуба вузов" ослабит высшее образование, особенно в регионах
Общество | В России

24 мая в Москве состоялось заседание совета Российского союза ректоров, на котором обсуждались вопросы активного включения высшей школы в модернизацию страны, а также усиления взаимодействия вузов с государством и бизнес-сообществом. Итогом заседания стало создание комиссии по выработке предложений развития высшего образования в процессе модернизации экономики. Отметим, в совете принимали участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, его зам Исаак Калина, президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий, а также представители делового сообщества.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе РСР, идея создания комиссии, которая будет формулировать направления реформы высшей школы, согласуя ее развитие с новой государственной стратегией, получила поддержку членов совета РСР и высшего руководства Минобрнауки, а Исаак Калина заявил о необходимости включения в состав данной комиссии ответственных представителей министерства.

"Масштаб актуальных государственных задач требует от высшей школы серьезных реформенных шагов, сделать которые можно только при условии усиления интеграции учебных заведений и консолидации их совокупного потенциала. Сегодня единственный путь развития высшей школы – объединение потенциалов, опыта, научно-исследовательской базы, технологических ресурсов для существенного шага вперед всей образовательной системы", - отметил в своем выступлении Виктор Садовничий.

Президент РСР указал на то, что такое объединение должно происходить как на уровне вузов, так и на уровне существующих вузовских ассоциаций: "Мы должны отчетливо зафиксировать примат решения государственных задач по развитию страны, подчинив им корпоративные, а зачастую - узкокорпоративные, планы. Поэтому территориальные и профессиональные вузовские союзы также сегодня должны выступить вместе".

Вице-президент РСР Игорь Федоров, в свою очередь, отметил, что "реальная модернизация экономики не может быть реализована без четкого взаимодействия вузов, государства и бизнес-сообщества, а эффективность такого взаимодействия напрямую зависит от системности связей вузов друг с другом, с предприятиями, с государством, в том числе с региональной властью". По мнению академика Федорова, такое взаимодействие будет действенным, реализуясь на базе РСР, примером чему являются прорывные результаты Суперкомпьютерного консорциума университетов России, работающего под организационной эгидой ректорского объединения.

Свою позицию о началах формирования новой стратегии высшей школы на заседании представил вице-президент РСР Роман Стронгин, который заявил: "Сейчас идет речь о том, чтобы наладить взаимодействие между вузами с тем, чтобы поднять систему образования в целом и сделать ее фундаментом модернизации. Поэтому нужно выйти за рамки узкокорпоративной риторики, следует говорить о системе в целом".

Стронгин также отметил, что "стратегией развития организационной структуры высшей школы должен стать курс не на узкую концентрацию ресурсов в отдельных сегментах, а на создание большого числа точек роста, в поле которых будут включаться все вузы, – только в таком случае можно получить реальный кумулятивный эффект". Вице-президент РСР указал единственно возможной формулой развития высшей школы тезис "аккумулируя опыт, развивать систему" и выразил сожаление о том, что на сегодняшний день российские вузы не демонстрируют необходимо высокой степени интеграции.

Вице-президент РСР Виктор Романов в своем выступлении указал на то, что недостаточная степень межвузовского взаимодействия чревата расслоением академического сообщества и постепенным созданием так называемых "элитного клуба вузов" и "клуба остальных". Как считает Романов, "это фатально негативно скажется как на высшем образовании, так и на интеллектуальной и кадровой конкурентоспособности нашего государства, это значительно ослабит регионы и обострит социальное напряжение в обществе".

Завершая дискуссию членов совета РСР, Виктор Садовничий отметил, что означенные участниками заседания проблемы и задачи чрезвычайно актуальны, а их решение во многом зависит от работы создаваемой комиссии по выработке предложений развития высшего образования в процессе модернизации экономики: "Эта комиссия позволит сформировать такие векторы развития высшей школы, которые привнесут в вузовское образование качество нового поколения, а также сбалансируют общенациональную систему подготовки кадров для экономики, науки и общества".