Новости
Квачков раскритиковал неумелое покушение на главу РАО ЕЭС: "Чубайса, значит, лопатами били?"
Общество | В России

Полковник Генштаба Вооруженных Сил РФ в отставке Владимир Квачков назвал покушение на бывшего главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, в котором его обвиняют, неумелой инсценировкой. Об этом Квачков заявил в понедельник в Мособлсуде, отвечая на вопросы гособвинителя. По словам отставного полковника, он и его друзья стали случайными жертвами службы безопасности Чубайса, которая искала офицерские организации, чтобы обвинить их в подрыве и обстреле машины Чубайса в марте 2005 года.

"Суд над нами является следствием случайного попадания моей машины в поле зрения службы безопасности Чубайса и желания найти радикальную офицерскую организацию", - сказал Квачков.

 

"Почему вы стали главным обвиняемым по этому делу?" - спросил защитник Квачкова Алексей Першин. "Служба безопасности Чубайса, увидев в тот день (17 марта 2005 года) мою машину на Минском шоссе, пробила номер, узнала, что я командир диверсионной бригады, ну и мои политические убеждения нетрудно было установить", - объяснял присяжным подполковник, считающий, что на роль участника покушения его "назначили".

Подсудимый в очередной раз заявил, что подрыв и обстрел автомобиля Чубайса - имитация покушения.

"Имитация была задумана людьми грамотными, но осуществлена бестолковыми", - заявил Квачков. Он не согласен с прокуратурой, которая говорит о мощности взрывного устройства от 3 до 11 кг в тротиловом эквиваленте. "В действительности мощность была грамм пятьсот. Сам по себе взрыв 500 грамм тротила в канаве - это, конечно, событие", - заявил перед присяжными экс-полковник спецназа ГРУ.

Он пояснил, что его недоумение, как офицера спецназа, вызывает малая мощность взрывного устройства, которую он оценивает в полкилограмма тротила, а также способ приведения мины в действие. "Люди не знали основ минно-взрывного дела", - охарактеризовал Квачков действия подрывников.

По словам подсудимого, его отношение к Чубайсу до ареста было недоброжелательным, но не враждебным. "До 17 марта мое отношение к Чубайсу было средней степени омерзительным, оно постепенно менялось, просидев в тюрьме три года, оснований любить Чубайса у меня не появилось", - сказал Квачков.

Вслед за адвокатом к допросу подсудимого перешел прокурор. Подробные расспросы прокурора о том, как Квачков провел дни, предшествовавшие покушению на Чубайса, вызвали у подсудимого раздражение и иронию. Квачков еще раз напомнил собравшимся, что в день покушения случайно оказался поблизости - у него есть дача в поселке Зеленая Роща, примерно в 15 км по Минскому шоссе от места происшествия. Вечером 16 марта знакомый сына Квачкова, электрик Александр Найденов (его следствие считает одним из соучастников покушения на Чубайса), должен был провести электричество на первом этаже дачного дома, наладить освещение на крыльце и в парилке. Но вместе этого, говорит Квачков, Найденов напился.

"То есть не вполне состоялся как дисциплинированный электрик", - выбирал выражения подполковник. На следующий день, по словам Квачкова, работы должны были возобновиться, но его, Найденова и Роберта Яшина задержали, предъявив обвинение в подготовке и проведении взрыва. Сын Квачкова Александр скрылся от следствия, его местонахождение не известно до сих пор. Ивана Миронова задержали через год после того, как он был объявлен в розыск.

Квачков также возмутился многочисленным вопросам государственного обвинителя о цели, времени и месте покупке лопат для уборки снега. "Ах, вот в чем дело, вот почему меня три года в тюрьме держали, Чубайса, значит лопатами били? У меня вопрос к прокурору: его били штыковыми или совковыми?" - возмутился Квачков.

Квачков рассказал гособвинителю, что служил в спецназе ГРУ, был в боевых командировках в Афганистане и Таджикистане, а после увольнения в запас в 1998 году работал в Центре военно-стратегических исследований Генштаба РФ. С ноября 1999-го по март 2000 года Квачков несколько раз был в командировках в Чечне. "В качестве кого?" - поинтересовался прокурор. "Консультанта. Консультировал командование, от командира группы до командующего группировки войск", - ответил Квачков.

Отвечая на вопросы прокурора, Квачков указал на то, что лично участвовал в организации операций по уничтожению бандформирований в ходе второй чеченской кампании. Так, Квачков, по собственному утверждению, руководил группой спецназа ГРУ и ФСБ в ходе спецоперации по уничтожению бандгруппы Шамиля Басаева, выходившей из Грозного в районе реки Сунжа.

"Я не могу сказать, что это был успех, потому что Басаев ушел, но потерял ногу, подорвавшись на нашей мине", - сказал Квачков.

 

Допрос Квачкова продолжится в Мособлсуде в среду. После того как гособвинитель задаст все интересующие его вопросы, наступит очередь потерпевшей стороны.