Новости
В России вспоминают погибших на подлодке "Курск". СПРАВКА
Общество | В России

Памятные мероприятия в 10-ю годовщину гибели АПЛ "Курск" пройдут в России. Как сообщает радиостанция "Эхо Москвы", центральные мероприятия состоятся в Петербурге, там погибших на "Курске" будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ.

СПРАВКА:

К-141 "Курск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 949А, в/ч 20826 (с 1986 года), шифр "Антей" (обозначение НАТО — "Оскар-II").
Заложена в Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год — в составе Северного флота России. В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику — маленькие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и заступника моряков.
Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году "Курск" вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США "Теодор Рузвельт", самолёты с которого наносили удары по Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал 5 условных атак по реальным целям.
Затонула в Баренцевом море, в 175 км (по прямой) от Североморска, ( 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. (G)) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г. П. Лячин, всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли. Останки большинства из них были позднее подняты на поверхность и захоронены.

Вероятные причины гибели

Взрыв учебной торпеды

Официальный отчёт в 2000 страниц, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым, говорит о том, что гибель "Курска" была вызвана учебной торпедой, которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на "Курске" же такие торпеды были — модель 65-76 "Кит", разработанная в 1976 году. Вскоре после расследования эта торпеда была снята с вооружения.

Мина времён 2-й мировой войны

Вице-премьер Илья Клебанов озвучил версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён ВОВ, что возможно привело, также, к детонации торпеды. После выбора официальной версией "взрыв торпеды2, предположение отпало само собой. Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного класса данную версию отвергали изначально.

Столкновение с американской подводной лодкой, повлёкшее деформацию пускового аппарата "Курска" и детонацию торпеды

Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности, капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, "скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“.
Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы "Курска", изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете». Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару.
Командующий Северным флотом, в состав которого входил "Курск", адмирал Попов также высказал сильную уверенность в подобной версии. По его словам неустановленная ПЛ неумышленно ударила "в самое уязвимое место этого проекта подводной лодки", в результате чего та, потеряв плавучесть, с большой скоростью и дифферентом ударилась о грунт, где и произошел взрыв боезапаса торпед.

"Курск" был торпедирован

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссёр Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carré), в своём фильме "Курск“: Подводная лодка в мутных водах" (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками "Мемфис" и "Толедо". "Толедо" шёл на опасной близости под прикрытием "Мемфис", который находился "в тени". В один момент, "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо", (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Карре утверждает, что российский президент Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США.
Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные.
При анализе версии о торпедировании АПРК "Курск" необходимо, впрочем, учитывать, что информация, которая в фильме реж. Карре названа официальной, в действительности в первые дни после трагедии озвучивалась в предположительном ключе наряду с другими версиями, в числе которых были и самые невероятные. На сегодняшний день доступные материалы не дают оснований ни для её подтверждения, ни для её полного опровержения. Строго говоря, и в самом французском фильме единственным фактическим доказательством её правдоподобности (но не абсолютной верности) служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие на корпусе справа по борту. Однако это отверстие находится в непосредственной близости от линии отреза носового отсека, а явные признаки происхождения этого дефекта от попадания торпеды отсутствуют. Вследствие этого можно предположить, что оно могло образоваться как вследствие попадания торпеды, так и в результате касания судна о грунт после взрыва, при проведении подъёмных и буксировочных работ, постановке лодки в доке и т. д. Нельзя исключать и того, что первичная деформация корпуса в этом месте могла образоваться ещё в период обычной эксплуатации АПЛ (вследствие неосторожной швартовки и пр.). Кроме того, внимательный зритель заметит, что фильм режиссёра Карре сделан довольно небрежно, изобилует неточностями и преследует цель получить быстрый коммерческий успех. Из явных нестыковок: сообщение о том, что остатки первого отсека были взорваны на дне морском по завершении работ по подъёму остальной части корпуса, фраза, что аварийный люк норвежские водолазы открыли без проблем (с этим никто не спорит, но проблема состояла в том, что невозможно было обеспечить герметичное примыкание спасательного аппарата к корпусу "Курска" в районе люка из-за деформации корпуса, происшедшей вследствие взрыва). Совсем уж фантастично выглядит убеждение автора и некоторых его собеседников, будто на «Курске» были установлены реакторы «чернобыльского» типа: ведь у них не только модель и тип разные (на ЧАЭС — канальный кипящий уран-графитовый реактор РБМК-1000, на АПЛ использовались водо-водяные реакторы на тепловых нейтронах ОК-650В — см. основную статью), но и габаритные размеры, что понятно даже школьнику. Возможно, авторы перепутали атомный реактор на подводной лодке "Курск" и реактор на атомной электростанции в Курске, где действительно установлен РБМК-1000.

Расхищение оборудования на драгметаллы

Для удаления из воздуха горючих газов (в первую очередь водорода, который может выделяться из аккумуляторов), в системе вентиляции подводных лодок применяются каталитические печи холодного беспламенного горения. Катализаторы содержат платину и палладий, что делает их желанной добычей для расхитителей оборудования на вторсырьё. При отсутствии катализаторов водород мог накопиться в воздухе и взорваться от случайной искры, что могло повлечь взрыв боезапаса.

Попадание ракеты "земля-земля"

Капитан первого ранга Александр Лесков, указывая на то что подводная лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в лодку попала противокорабельная баллистическая ракета, запущенная с космодрома Плесецк. Однако председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин сказал, что эта версия — "полный бред".

Попадание ПКР П-700

8 сентября 2000 г. в газете Berliner Zeitung появилась статья с версией о том, что «Курск» был потоплен случайным попаданием ракеты П-700, снабженной новой боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, запущенной с крейсера Петр Великий. Эта версия стала умалчиваться из за того, что могла "дискредитировать все российское военное командование". Данная версия не объясняет происхождение отверстия. Кроме того, на вооружении Российских вооруженных сил нет такой "ныряющей" модификации ПКР П-700. Более обоснованной выглядит другая версия — Курск, находящийся в надводном положении был поражен неразорвавшейся/без боезаряда ракетой П-700, запущенной с Петра Великого или пущенной самой лодкой и вернувшейся в результате сбоя назад. Проникающая БЧ ракеты поразила субмарину в район правого борта (отверстие) после чего от продолжающего работу двигателя воспламенились остатки топлива ракеты. Начавшийся пожар заставил детонировать торпеды, вызвав серию взрывов.