Первый автомобиль – ВАЗ-2101 – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 г., а 9 сентября начался серийный выпуск. ВАЗ-2101 "Жигули" – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после "копейки" таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли.
Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели "ФИАТ-124", прототип был доработан и адаптирован так, что обрел статус народного автомобиля. "Копейка" быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома. Не случайно заводская статистика знает за "копейкой" достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока.
Есть случаи, когда автомобили "ВАЗ-2101" обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин от 300 тыс. км и больше. За выпуск данной модели в мае 1972 г. Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия "Золотой Меркурий" – своеобразный "Оскар" европейской торговли, сообщает Авто25.Ru.