На минувшей неделе достоянием общественности стало то, что прежде с горечью обсуждали в узких экспертных кругах: наше 40-летнее лидерство в танкостроении закончилось, в этой области мы стали уступать НАТО по целому ряду параметров.
Парадокс ситуации в том, что разработки, способные, по уверениям конструкторов, вызвать ажиотаж на Западе и вернуть Россию на Олимп, есть, только почему-то у отечественных военных это энтузиазма не вызывает. О самом современном и самом секретном российском танке в минувшие выходные сюжет выпустил канал НТВ.
Т-90С не зря называют "летающим". Такие препятствия с ходу могут преодолевать только российские танки. Водитель-испытатель Олег Домрычев признался, что приземляется "летающий танк" довольно жестко, но публике на международных выставках подобные трюки очень нравятся.
Олег Домрычев, водитель-испытатель: "Кто садится первый раз, кажется, что страшно. Но если человек хоть раз управлял автомобилем, по легкости — почти то же самое. И она намного послушнее колесной машины и легче управляется".
Т-90С хорошо стреляет и днем, и ночью, и при плохой погоде. К автоматизированной системе управления огнем добавился французский тепловизионный прицел. По международной классификации получился танк последнего, третьего поколения. Изделия "Уралвагонзавода" покупают в Азии, в Африке и т.д.
Владимир Домнин, главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения: "Мы обычно не называем страны, потому что это вызывает недовольство покупателей. Они у нас имеют номера, будем так говорить. Поэтому я номера могу назвать. Заказчик № 356, заказчик № 012 и заказчик № 434".
Сергей Маев, в 1996–2003 гг. — начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ: "Индия долгое время пыталась построить свою машину, не сумела это сделать и купила лицензию по производству наших танков Т-90С".
Т-90С — самый новый российский танк. По мнению экспертов, как минимум еще пять лет он ни в чем не будет уступать зарубежным танкам третьего поколения. Какая машина придет ему на смену, сегодня, похоже, не знает никто: ни уральские конструкторы, ни руководство Министерства обороны.
В российской армии — реформа. Теперь танков в войсках должно быть в 20 раз меньше — останется две тысячи. Прекращено финансирование разработки принципиально нового танка "Объект-195", или Т-95. А первый замминистра обороны Владимир Поповкин заявил, что современный Т-90 недалеко ушел от Т-34. Какие же танки будут соответствовать новому облику российской армии?
Владимир Домнин, главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения: "Что не устраивает? Нам, в общем-то, никогда не говорят. Наверное, командованию вооруженных сил нужно какое-то время, чтобы переосмыслить и принять решение, какая же техника им нужна для новой армии".
Основные претензии военных к Т-90С связаны с его недостаточной живучестью.
Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий: "К сожалению, в российских танках, которые гораздо более легкие и гораздо менее защищенные при поражении, как правило, либо весь экипаж погибает, либо значительная часть экипажа. Это связано еще и с компоновкой танка — экипаж сидит фактически обложенный боеприпасами, то есть они сидят среди боеприпасов".
Новый, абсолютно секретный Т-95. Как он выглядит на самом деле, сегодня известно лишь узкому кругу посвященных. По мнению экспертов, машина будет иметь необитаемую роботизированную башню, а экипаж разместится внутри корпуса танка в бронекапсуле. Это принципиально новая степень защиты танкистов. Пока никому в мире подобного сделать не удалось. Уральские конструкторы ближе всех подошли к созданию танка нового поколения.
Сергей Маев, в 1996–2003 гг. — начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ: "Если бы мы свой опытный образец поставили и, так сказать, показали, то, безусловно, это вызвало бы определенный ажиотаж и определенное удивление, что у русских есть такая техника".
Миобороны перестало давать деньги на супертанк. На "Уралвагонзаводе", единственном оставшемся в России предприятии, где делают танки, продолжают проект на средства, которые получают от экспортных контрактов.
Олег Сиенко, генеральный директор Научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод": "Несмотря на разные мнения, мы считаем, что это перспективно, и все военные эксперты об этом заявляют. Безусловно, мы будем доводить до конца, поскольку затрачены колоссальные деньги — Министерством промышленности. Заказчик — Министерство обороны. Безусловно, мы не имеем права их просто бросить на ветер".
Возможно, российский супертанк спасет индийская армия — основной покупатель Т-90.
Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий: "Что касается Т-95… Единственная надежда — начать совместный проект с индийской армией. Индийцы склонны к созданию совместных проектов, прежде всего с Россией".
Минобороны никак не комментирует приостановку финансирования проекта создания супертанка. По мнению экспертов, если руководство вооруженных сил не готово тратиться на разработку нового танка, пока можно модернизировать Т-90, которые наша армия, в отличие от зарубежных заказчиков, закупает в самой примитивной комплектации.