Судебные разбирательства между Министерством обороны РФ и предприятием оборонной промышленности "Курганмашзавод" - лишь частный случай из множества нарушений в контрактах государственного заказа, считают эксперты. Проблему нужно решать не в суде, а в самой системе гособоронзаказа.
Аналитик Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Владимирович Васильев пояснил для Накануне.RU, что разногласия между Минобороны РФ и оборонной промышленностью идут уже давно: "Предприятия критикуют Министерство в том, что оно не учитывает инфляцию, рост цен на комплектующие. Ведомство, в свою очередь, обвиняет промышленников в завышении цены. Из-за всех этих препирательств друг с другом и возникают взаимные накладки. Разбирательство между военным ведомством и "КМЗ" – частный случай из множества таких же".
Напомним, Министерство обороны РФ предъявило "Курганмашзаводу" судебный иск с требованием расторгнуть контракт на выполнение гособоронзаказа и взыскать с предприятия более 2 млрд руб. В ответ руководство Курганского завода также выдвинуло три встречных иска на 1,5 млрд руб. о нарушениях Минобороны условий выполнения контракта.
Как считает Дмитрий Васильев, это судебное дело может закончиться мирно: "Думаю, что "КМЗ" и Министерство смогут достигнуть какого-то компромисса. "Курганмашзавод" производит БМП-3, которые закупают Минобороны. Обе стороны могут прийти к мировому соглашению. Возникшая ситуация со срывом гособоронзаказа – это не проблема только "КМЗ", это проблема всей системы".
По словам Игоря Коротченко, директора Центра анализа мировой торговли оружием и главного редактора журнала "Национальная оборона", именно из-за постоянных нарушений контрактных обязательств госзаказа правительство РФ стало ужесточать меры наказания.
"Я считаю эту практику вполне цивилизованной, так как в последние годы таких нарушений было действительно много. По сути, только в этом году правительство начало принимать реальные меры, - рассказал корреспонденту Накануне.RU Игорь Коротченко, - Во-первых, это персональная ответственность руководителей предприятий оборонной промышленности. Приведу последний пример. Недавно замминистра обороны РФ объявил о снятии с должности Игоря Ашурбейли за срыв оборонзаказа по зенитным ракетам С-400. А во-вторых, это использование финансовых рычагов. Должен быть спрос за качественное выполнения заказа Министерства обороны РФ – через подачу исков в суд".
По мнению эксперта, у "КМЗ" мало шансов выиграть дело в суде: "Что касается встречного иска, то это обычная юридическая практика. Но в этой ситуации позиция Минобороны более аргументирована и юридически более выдержана. Я думаю, что Курганскому предприятию надо искать другие пути разрешения этой проблемы. Возможен переговорный процесс, но здесь уже "КМЗ" должен продемонстрировать наличие доброй воли. Сумма взыска, которую требует Минобороны, довольно большая, она может поставить предприятие в неприятную экономическую ситуацию. Поэтому "КМЗ" нужно постараться добиться досудебного урегулирования".