Новости
Летчики в Таджикистане стали заложниками "серых" схем
Общество | В России | В бывшем СССР

Российскому летчику Владимиру Садовничему, приговоренному к 8,5 годам тюрьмы в Таджикистане, скорее всего, скостят срок. Прокуратура Хотлонской области Таджикистана обжаловала приговор, назвав его слишком суровым. Родственники осужденных летчиков теперь уверены, что их близкие скоро возвратятся домой. Между тем "Известия" выяснили подоплеку международного скандала. Пилоты стали заложниками "международных рейдеров" и серых схем, которые используют хозяева авиакомпаний для ухода от налогов.

Как рассказал изданию Валерий Пфефер, официальный представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, на самолетах которой летали Владимир Садовничий и Алексей Руденко, неприятности у фирмы начались в 2010 году. Тогда фирма Aerospace Consortium, которой были переданы в аренду "транспортники", перестала платить арендную плату и зарплаты пилотам.

Схема бизнеса была следующей: Rolkan Investmens Ltd сдает три Ан-72 компании Aerospace Consortium (руководитель — индус Джагиб), которая находится в Арабских Эмиратах, та, в свою очередь, передает еще одной компании Khatlon FZE (руководители — гражданин Киргизии Олег Лысенко и гражданин России Олег Баранов). Khatlon FZE был посредником, который официально оформлял разрешения на пролет для самолетов в авиационных органах стран.

"Именно руководители этих фирм организовали аферу с самолетами, — уверяет Пфефер. — У Джагиба есть связи с силовиками в Кабуле и Таджикистане, он работает под их "крышей". Кроме того, утверждает Пфефер, через Khatlon аir ("дочка" эмиратского Khatlon FZE) национальная гвардия сдает гражданским фирмам в аренду свои боевые вертолеты. "Ан-72 хотели добыть для этой компании", — уверяет Пфефер.

Для этого была придумана следующая комбинация: Лысенко организовывает вылет из Кабула, после чего самолеты арестовываются в Таджикистане. А дальше начинается торг: транспортники в обмен на свободу пилотов.

"Cразу после задержания наших пилотов Раджабали Рахмонали [командующий Национальной гвардией Таджикистана] предложил сделку: мы передаем в безвозмездное пользование Республике Таджикистан два самолета Ан-72, а Садовничий и Руденко получают свободу", — признается гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов, которого таджики в понедельник вечером объявили в международный розыск.

Ставка рейдеров делалась на то, что официально самолеты никакого отношения к России не имеют. Rolkan Investmens Ltd зарегистрирована в офшоре (на Вирджинских островах), а самолеты до июня 2008 года были внесены в Государственный реестр ВС Грузии. По какой причине их исключили из реестра, выяснить не удалось — авиационные власти Грузии были недоступны для комментариев. Валерий Пфефер уверяет, что с документацией все было в порядке и из реестра их не исключали.

"Нашей компании принадлежит три самолета Ан-72, — рассказывает Пфефер. — Два, которые были задержаны в Таджикистане, внесены в реестр Грузии, третий, который сейчас стоит в Кабуле, внесен в реестр воздушных судов Киргизии".

Владимир Терентьев, эксперт по авиационной безопасности, говорит, что без регистрации самолеты не смогли бы летать вообще.

"Обвинения в том, что задержанные самолеты «с 2008 по март 2011 года в Афганистане незаконно занимались перевозкой невоенных грузов коалиционных сил Североатлантического альянса», явно надуманные, — замечает другой авиационный эксперт Владимир Грудин. — Невозможно поверить, чтобы коалиционные силы НАТО допустили к перевозкам неизвестно кого, а те же афганские власти три года просто "не замечали", что творится у них под носом".

Между тем один из организаторов схемы, Олег Баранов, уже попадал в поле зрения российских правоохранительных органов. Несколько месяцев назад в Генпрокуратуру обратился его деловой партнер из Самары Хазив Ганеев. Он уверяет, что Баранов тоже его кинул и присвоил себе самолеты: четыре Ан-26 и один Ан-12. В интервью изданию Ганеев сказал, что в схеме отчуждения самолетов участвовал также гражданин Киргизии Олег Лысенко, а эксплуатироваться самолеты должны были в Таджикистане.

"В 2005 году мы создали в ОАЭ компанию TEHNOER, где мне принадлежало 50%, — рассказывает Ганеев. — У нас было пять самолетов. В 2010 году я тяжело заболел, и за это время Баранов переоформил все самолеты на себя".

 

Олег Баранов, утверждает Ганеев, открыл новую фирму в Шардже, куда перевел все средства, агрегаты, запчасти, имущество и персонал. Документы по этому факту были переданы в Генпрокуратуру еще в мае 2011 года, однако вопрос о возбуждении уголовного дела до сих пор не решен.

Сам г-н Баранов находится сейчас в ОАЭ. Услышав вопросы издания, он бросил трубку и дальше для комментариев был недоступен.