В Москве состоялся концерт французского ансамбля Les Arts Florissants. Коллектив с мировой славой, исполняющий преимущественно старинную музыку, побывал в столице России во второй раз. Коллектив выступил в Концертном зале Чайковского в рамках Года Франции в России. Нынешний московский визит Les Arts Florissants стал стартом европейского турне ансамбля, в афише которого оратория "Иевфай" Фридриха Генделя.
Само название ансамбля Les Arts Florissants, означающее в переводе "цветущие искусства", выстраивает ассоциации с "золотым веком" европейской культуры, с той эпохой, когда искусство было культом не только просвещенной среды, но и широкой аудитории, способной улавливать многомерные смысловые аллюзии трагедий Шекспира и религиозную символику библейских сюжетов, утонченность музыки Перселла и приподнятый, трепетный пафос ораторий и опер Генделя. Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи с 1979 г. пытается возвращать в сознание современной публики ценности этого волнующего искусства - интеллектуального и чувствительного одновременно, пробуждающего воображение и активизирующего рацио, дающего возможность созерцать и наслаждаться красотой звука и музыкальных линий, утонченностью инструментальных ансамблей, смысловыми сопоставлениями и образными аллегориями. В этом смысле поздняя оратория Генделя - "Иевфай", написанная на библейский сюжет о вожде израильтян Иевфае, победившем врагов, но заложившим Богу жизнь собственной дочери Ифис, является квинтэссенцией тех качеств, которые соотносят лучшие образцы той культуры с понятием универсальной гармонии, пишет в своей рецензии на концерт "Российская газета".
Ансамбль Кристи играл сочинение Генделя с юношеским драйвом и напористостью. Взяв почти идентичный премьерному инструментальный состав (единственная вольность — теорба, которой в оркестре Генделя не было), Уильям Кристи добился энергичного «поджарого» звучания — достаточно яркого и масштабного, чтобы в полную силу передать все аффекты оратории, но не страдающего оркестровой гигантоманией.
Певцы поначалу то ли разогревались, то ли берегли себя, но зато уже с середины первого акта мастерство тенора Курта Стрейта (Иевфай), сопрано Кэтрин Уотсон (Ифис), контратенора Дэвида Дикью Ли (Хамор), меццо-сопрано Кристины Хаммарстром (Сторге) и баса Нила Дэвиса (Зебул) было явлено в полную силу. Сорвала аплодисменты и сопрано Рэйчел Редмонд, безупречно исполнившая единственную арию в третьем акте. Появление в образе Ангела чернокожей певицы в черном платье выглядело весьма пикантно, отмечают "Известия".