17 ноября Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, регулирующий торговое мореплавание в акватории Северного морского пути (СМП). "Закон нужный, можно сказать, долгожданный. Наше государство готовится к масштабному освоению Арктики, поэтому мы просто обязаны проработать все законодательные нюансы, экономически обосновывающие и легализирующие сборы на СМП, регламентирующие деятельность новой администрации СМП и ее взаимоотношения с действующими структурами", - прокомментировал заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев.
Законопроект внесен Правительством РФ в Госдуму 14 октября 2011. Он определяет акваторию СМП по-новому: как водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону РФ устанавливаются Правительством РФ.
Кстати, с таким определением, несмотря на поддержку законопроекта в целом, согласны далеко не все депутаты. Старое определение звучало так: "Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям…" И далее – перечисление. А в новом определении нет четко зафиксированных географических объектов.
"Соглашусь с тем, что как определение, так и некоторые другие детали представленного законопроекта можно доработать. И это нормальная практика, когда к тексту законопроекта, принятому в первом чтении, готовится серьезная таблица поправок, которую мы обсудим во втором чтении. Сейчас главное, что закон "пошёл". В его актуальности и своевременности никто не сомневается, потому что он призван организовать основы безопасности на СМП. Без закона о СМП полноценно не реализуется масштабный проект, призванный соединить страны Юго-Востока, Азиатско-Тихоокеанский регион, Россию и Европу", - отметил Валерий Язев.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе парламентария, кроме того, законопроект устанавливает содержание правил плавания в акватории СМП, утверждаемых уполномоченным ФОИВ и публикуемых в "Извещениях мореплавателям". Предусматривается: создание Администрации СМП в форме ФГУ; введение арктического корабельного сбора за услуги по обеспечению безопасности мореплавания, ставки которого определяются в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях; взимание платы за услуги по ледокольной и ледовой лоцманской проводке судов. Условия плавания в акватории СМП военных и пограничных кораблей, военно-вспомогательных и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях, определяются Правительством РФ.