Тегеран до 2003 года разрабатывал ядерное оружие, и не исключено, что занимается созданием ядерной бомбы и сейчас. Об этом говорится в докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), выдержки из которого оказались в распоряжении западных СМИ. МИД РФ уже вынужден был отреагировать на информацию о "причастности одного из российских ученых к возможным военным ядерным разработкам". США, в свою очередь, пригрозили Ирану новыми санкциями.
МАГАТЭ впервые открыто утверждает, что Иран занимался не только "мирным атомом". По данным агентства, Исламская республика тайно приобретала оборудование и материалы, необходимые для создания ядерной бомбы. Кроме того, Тегеран занимался компьютерным моделированием ядерной боеголовки, готовился к ее испытаниям и рассматривал возможность установки ядерного боезаряда на ракеты средней дальности, которые могли бы поразить Израиль, сообщает Associated Press.
Особую озабоченность у экспертов МАГАТЭ вызывают разработки иранских ученых, которые велись в 2008-2009 годах. Как считают в агентстве, они были направлены исключительно на создание ядерной боеголовки, сообщает Утро.ру.
В МИД РФ уже прокомментировали появившуюся информацию о докладе, отметив, что пока полный текст ведомство не получило.
"Нынешние обстоятельства побудили нас прокомментировать происходящее, но наши оценки ситуации не касаются содержания самого документа. Потребуется время для его изучения. Анализ должен проводиться в спокойной обстановке, поскольку важно разобраться, действительно ли появились некие новые, причем достоверные, факты, подкрепляющие подозрения в наличии в иранской ядерной программе военной составляющей, либо речь о сознательном – и контрпродуктивном – нагнетании эмоций", – рассказали Накануне.RU в департаменте информации и печати МИД РФ.
"У нас большие сомнения в оправданности шагов, связанных с раскрытием для широкой общественности содержания доклада – прежде всего потому, что именно сейчас стали появляться определенные шансы на возобновление диалога "шестерки" международных посредников с Тегераном. Сегодня, как никогда, важно соизмерять публичные шаги с интересами продвижения к политико-дипломатическому урегулированию. Это именно тот случай, когда во главе угла безусловно должен стоять принцип "не навреди". Но, видимо, есть те, кто руководствуется другим принципом – "чем хуже, тем лучше". Мы, конечно, не можем поддержать их деструктивную логику, их линию на осознанный срыв политико-дипломатического процесса", – заявляют в МИД.
"Что касается утверждений о якобы причастности одного из российских ученых к возможным военным разработкам в рамках ИЯП (разработкам, которые, как говорят, осуществлялись более 10 лет назад), то отметим два момента. Первое. Мы – и это российская сторона подтверждает не первый раз – уже давно передали в МАГАТЭ все необходимые разъяснения по данному вопросу. Вновь приходится обращаться к теме конфиденциальности. Как можно рассчитывать на глубокое профессиональное сотрудничество, если нет уверенности в том, что передаваемые сведения со временем не будут "выставлены на всеобщее обозрение"? Второе. Ничего нового или сенсационного вокруг этих утверждений нет. Никакой новой фактуры, которая могла бы дополнить известную картину или изменить ее, мы в этих утверждениях не нашли. Нагнетание темы о якобы ключевой роли российского ученого в подобных разработках свидетельствует, скажем мягко, о недостаточной компетентности авторов некоторых комментариев. Мы подозреваем их в политической недобросовестности и в преследовании целей, не имеющих ничего общего с задачей снятия известных озабоченностей в отношении иранской ядерной программы", – говорят в МИД.
А в США, в свою очередь, заявили, что могут ввести новые санкции в отношении Ирана после изучения доклада Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) по ядерной программе Исламской Республики. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на информацию из неофициального источника близкого к осуждению данного вопроса. Как отмечается, скорее всего будут направлены на иранские коммерческие банки и компании занимающиеся внешнеторговой деятельностью и не затронут нефтегазовый сектор исламской республики.
При этом представитель Государственного департамента США Виктория Нуланд пока не сообщила ничего определенного на этот счет. Она лишь отметила, что США необходимо время для проведения всесторонней оценки полученной информации, отмечает РБК.