Новости
Умер Борис Черток. Биография
Политика

Российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток скончался в среду в Москве на 100-м году жизни, сообщила РИА Новости ученый секретарь академических чтений по космонавтике, известных как "Королевские чтения", Алла Медведева.

Черток многие годы руководил подготовкой и проведением "Королевских чтений".

Академику 1 марта 2012 года исполнилось бы 100 лет.

Академик Борис Евсеевич Черток - создатель отечественной школы управления космическими аппаратами. 
Более полувека движением почти всех отечественных кораблей, спутников, станций и на орбите и выше, в космической пустоте, - управляла конструкторская мысль Чертока. И все эти "полвека" Чертока знали "только в лицо". Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу "Ракеты и люди" - четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики - о том, как и кем она создавалась. Осведомленность автора и его феноменальная память поразили даже наших бывших соперников по космической гонке. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь "Ракеты и люди" - настольная книга специалистов Американского космического агентства.
Борису Черток работал до конца своей жизни. Читал лекции студентам. А в ракетно-космической корпорации "Энергия", где до 80 лет он был заместителем всех главных и генеральных конструкторов – Черток был главный научный консультантом по системам управления. На работу ездил за рулем – чем приводил в изумление сотрудников ГИБДД. А начальство его побаивалось. Соратник Королева, патриарх космонавтики Борис Черток не скрывал своего неудовольствия по поводу того, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции конкурентам.

Борис Черток охотно делился воспоминаниями. Так, в интервью, данном семь лет назад "Российской газете", Черток поведал о секретном коде Гагарина, раскрыл причины проигрыша СССР американцам в "лунной гонке" и признался, что сам мечтал полететь в космос.

Рассказал академик и о своей первой встрече в Королевым, которая произошла в 1945 году в Германии, где Черток возглавлял институт "Рабе", созданный для восстановления немецкой ракетной техники. "Как-то раз раздается звонок из Берлина: "К тебе приедет подполковник Королев". Когда увидел его очень потрепанный "опель-кадет", помню, подумал: "Невелика птица...", - с улыбкой сказал Черток, отметив, что чем-то Королев его сразу покорил. Описывая характер главного конструктора, Черток отмечал, что тот никогда не стеснялся в крепких выражениях, но быстро отходил.

В интервью Черток также высказал мнение, что СССР не смог первым отправить своих космонавтов на Луну из-за отказа от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. "Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях", - пояснил академик.

По его словам, точку в "Лунной программе" поставили три человека: президент академии наук Мстислав Келдыш, министр общего машиностроения Сергей Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Устинов. Они пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать "лунную гонку". Королев к тому моменту уже умер, и главным конструктором был Василий Мишин. Хотя разработчики предлагали построить базу на Луне, "троица" с ними не согласилась, и проект так и не был реализован.

Речь в интервью зашла и о полете в космос Юрия Гагарина. "Когда мы шли на пуск Гагарина, то, конечно, рисковали очень сильно. Надо сказать, что и американцы проявили вслед за нами еще большую смелость: у них надежность пуска человека в космос на "Меркурии" была хуже", - признался академик.

О причинах присвоения секретного кода 125 Гагарину Борис Черток рассказал следующее: "Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может "поехать крыша". Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код "125", можно было включить питание на систему ручного управления".

По словам ученого, этот код запечатали в конверт. "Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление. Правда, после полета ведущий конструктор "Востоков" Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль", - сказал он.

В конце интервью журналисты спросили академика, хотелось ли ему самому когда-нибудь полететь в космос. И он честно ответил: "Хотелось", добавив с иронией, что в его возрасте "это был бы вполне оправданный риск".

Биография

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

СемьяОтец — Евсей Менасеевич Черток (1870—1943), служащий, работал счетоводом. Мать — Софья Борисовна Явчуновская (1880—1942), работала фельдшером-акушеркой.

Супруга — Екатерина Семёновна Голубкина (1910—2004).

Сыновья — Валентин Борисович Черток (1939-2011), инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток (род. 1945) — инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.

Внук — Борис Валентинович Черток (род. 1972).

Правнуки — Михаил Борисович (род. 1998), Александра Борисовна (род. 2000), Дарья Борисовна (род. 2003), Даниил Борисович (род. 2008).

Награды, премии и званияВыдающиеся заслуги Б. Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1961 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда, в 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году — действительным членом Российской академии наук, в 1990 году — действительным членом Международной академии астронавтики. Он — почётный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.

Б. Е. Черток — кавалер многих орденов и медалей СССР и России:

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
два ордена Ленина (1956, 1961)
Орден Октябрьской Революции (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1975)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность[1]
Золотая медаль имени Б. Н. Петрова РАН (1992)
Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2008)
Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010)[2].

Б. Е. Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.