Атомный ледокол "Вайгач" предназначен для проводки судов в устья сибирских рек.
"Вайгач" отличается уменьшенной осадкой. Был построен на финской судоверфи "Вяртсиля Морская Техника" по заказу Советского Союза, однако оборудование (силовая установка и пр.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка паропроизводящей машины производилась в Ленинграде. Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 тысяч л.с. и позволяют ледоколу следовать через лёд толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C. Расчётная температура воды −2˚С…+10˚С (+23˚С при ограниченной мощности). Введен в строй в 1990 году.
Всего было построено два таких ледокола: Таймыр и Вайгач. Их строительство было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР.
В феврале-марте 2011 года "Вайгач" работал в Финском заливе в связи с тяжёлой ледовой обстановкой на подступах к Санкт-Петербургу.
Многие годы, наряду с "Таймыром", являлся основным ледоколом на маршруте Мурманск — Норильск.
Характеристики:
Длина наибольшая: 151,8 м
Ширина наибольшая: 29,2 м
Высота борта: 15,2 м
Осадка: 8,1 м
Водоизмещение: 20000 т.
Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки: 50000 л.с.
Максимальная скорость хода на чистой воде: 18,5 уз
Ледопроходимость: 1,77 м при скорости 2 уз.
Температура работы до минус 50°С