3 декабря 2010 года Группой Синара и компанией "Синара-Транспортные машины" (СТМ) было создано новое юридическое лицо – ООО "Центр инновационного развития СТМ". Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Группы Синара, основная задача Центра – оптимизация управления научной и инжиниринговой деятельности дивизионального холдинга СТМ, внедрение инновационных инженерных решений в разработку современной железнодорожной техники – маневровых, маневрово-вывозных и магистральных тепловозов. 14 декабря 2010 года Центр инновационного развития СТМ получил свидетельство участника проекта кластера "Энергоэффективность и энергосбережение" Инновационного Фонда "Сколково". На сегодняшний день в Центре работает 81 конструктор.
Важнейшим достижением ЦИР СТМ в 2011 году стало завершение работ по разработке конструкторской документации на первый российский маневровый тепловоз с гибридной силовой установкой ТЭМ9Н "SinaraHybrid". В настоящее время идет сборка первого образца гибридного локомотива.
Также в этом году специалисты Центра выполнили проектирование энергетической установки ЭУ-500 – специального вида железнодорожной техники, предназначенной для решения проблем питания электровозов на не электрифицированных участках железнодорожных путей. Она была выпущена в июле 2011 на ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (входит в СТМ).
Проведена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по разработке двухдизельного маневрового тепловоза ТЭМ14, которая осуществлена при финансовой поддержке Министерства промышленности и торговли РФ. Опытный образец ТЭМ14 был представлен в июле 2011 года.
Для решения инжиниринговых задач по проектированию нового подвижного состава Центр инновационного развития СТМ привлекает к сотрудничеству профильные научно-исследовательские институты ведущих российских и мировых ученых. Уустановлены контакты со специалистами в области асинхронных приводов и накопителей энергии из США (Massachusetts Institute of Technology), Польши (Cracow university of Technology), Германии (Ruhr-University Bochum) и других стран.
Как отметил генеральный директор Центра инновационного развития СТМ Антон Зубихин, в планах 2012 года – разработка двухсекционного магистрального тепловоза ТГ16М для обновления локомотивного парка острова Сахалин. Кроме того, по проекту ЦИР СТМ на Людиновском тепловозостроительном заводе начнется сборка магистральных односекционных восьмиосных тепловозов ТЭ8. Помимо разработки новых моделей тепловозов продолжатся работы по созданию микропроцессорных систем управления и диагностики (МПСУиД) для тепловозов, преобразователей собственных нужд (ПСН) для грузовых электровозов постоянного тока.
"Центр инновационного развития СТМ обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы разрабатывать локомотивы нового поколения, востребованные экономикой РФ и имеющие экспортный потенциал, – подчеркнул генеральный директор "Синара-Транспортные машины" Владимир Мельников. – Таких результатов компания достигает за счет того, что уже на стадии проектирования в конструкцию всех новых локомотивов закладываются самые передовые инженерные решения, целевые параметры, дающие более совершенные их технические характеристики".