Новости
Названы арт-события России, которые чаще всего упоминались в зарубежной прессе
Общество | В России | За рубежом

Как часто и в связи с чем в иностранной прессе появляются упоминания о российских арт-событиях с помощью аналитического алгоритма международного агентства Meltwater Group вычислило издание "Аргументы неделi".

Первое место занимает Московский международный кинофестиваль – 146 упоминаний. Это тот редкий случай, когда о российском событии за рубежом говорят едва ли не больше, чем в самой стране-хозяйке: 50 источников – американские, 21 – индийский, тогда как на долю России приходится всего 17 сообщений. Уже несколько лет ММКФ воспринимается как влиятельный и авторитетный киносмотр, котирующийся наравне с Каннским, Венецианским и Берлинским фестивалями. Примечательно, что на последней церемонии в Москве ни один российский актер или режиссер не удостоился награды. Главный приз взял венесуэлец Марсель Раскин за фильм "Брат", лучшим актером признан албанец Ник Хелилай, а "Серебряного Георгия" за женскую роль получила чешская актриса Вильма Цибулькова.

На второй позиции оказалась крупнейшая в Восточной Европе ярмарка современного искусства "Арт-Москва", о которой сообщили 105 зарубежных источников. Любители актуальной живописи и фотографий стекаются в Центральный дом художника (ЦДХ) на Крымском валу каждый сентябрь. При этом на экспонаты здесь не просто смотрят, их еще и покупают. 2010 г. стал удачным для "Арт-Москвы". Общая сумма продаж за пять дней составила 4,4 млн евро, что сопоставимо с показателями "докризисных" лет – такие же деньги принесли торги в 2006-м. Гвоздем ярмарки можно назвать покупку десятка фотографий модного немецкого автора Ральфа Касперса по 40-80 тыс. евро за каждую, поэтому неудивительно, что львиная доля упоминаний об "Арт-Москве" – 45 – пришлась на Германию. Кроме того, украсить свою просторную гостиную прекрасным образчиком contemporary art традиционно не прочь богатые американцы и англичане – 14 и 6 сообщений соответственно.

Замыкает первую тройку российских арт-проектов, привлекших наибольшее внимание западных СМИ, фестиваль аудиовизуального искусства Yota Space – 56 упоминаний. Событие впервые состоялось в прошлом декабре в Санкт-Петербурге, в старом здании на набережной Обводного канала. В результате всестороннего "апгрейда" бывший универмаг "Фрунзенский" превратился в питерский центр современной культуры наподобие московских "Гаража" с "Винзаводом". Больше всего фестиваль заинтересовал американские и британские СМИ (22 и 13 сообщений соответственно) – достижения студий именно этих стран составили костяк экспозиции.
Интерес зарубежных СМИ к проекту не случаен: выставок видеоарта, подобных по масштабу Yota Space, еще никогда не было не только в России, но и во всем мире. "Полифонический лес", "абстрактная видеоживопись", "визуальное эхо", "лазерный туман" – в разное время эти экспонаты выставлялись поодиночке в разных странах, но попытка собрать их вместе была предпринята впервые. Кроме того, фестиваль посетили звезды: электронщик Брайан Ино выставлялся тут со своими «текучими» картинами, а кумиры лондонских хипстеров Hot Chip спели на открытии.

Любопытно, что с учетом упоминаний российскими СМИ Yota Space обгоняет другие российские арт-проекты и занимает первое место (300 упоминаний) – для фестиваля, существующего всего один год, ситуация уникальная.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что именно кино, современное искусство и видеоарт представляют собой те три сферы, в которых, по версии аналитического поисковика Meltwater, современной России удается быть катализатором новых веяний и тенденций. Неохваченной остается только музыка, однако вряд ли наша страна преуспеет здесь в ближайшей перспективе. Не исключено, что для столь титанического рывка потребуются еще двадцать лет.