Новости
Сибирское отделение РАН требует оградить ученых от закона о госзакупках
Экономика | Сибирский ФО | В России

Впервые главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) официально выступил против закона о госзакупках: президиум Сибирского отделения (СО) РАН накануне обсуждения в Белом доме концепции Федеральной контрактной системы (ФКС) Минэкономики направил главам палат Федерального собрания Борису Грызлову и Сергею Миронову обращения с призывом наложить мораторий на действие закона 94-ФЗ в части, касающейся академий наук и исследовательских центров. СО РАН отмечает "тяжелейший удар", который наносят по "модернизации экономики" новые правила применения закона, и констатирует рост стоимости научно-исследовательских работ из-за его жесткости. Ни концепция ФКС, ни альтернативные разработки ФАС полностью проблемы, которую описывает СО РАН, не решат, пишет "Коммерсантъ".

Мораторий предлагается распространить на ту часть закона, которая касается российских академий наук, а также федеральных и исследовательских университетов. Президиум отделения предложил создать рабочую группу при Госдуме для внесения необходимых изменений в законодательство. Протесты против сложностей, которые ставятся госзаказчикам 94-ФЗ, уже наблюдались — но впервые официально против закона, действующего с 2006 года, выступает один из ГРБС. СО РАН формально не является, в отличие от большинства ГРБС-министерств и ведомств, частью правительства РФ, однако с точки зрения бюджетного процесса оно занимает то же положение, что и, например, Минэнерго.

Напомним, с 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция 94-ФЗ, из которой были вычеркнуты многие положения редакции закона от 2008 года, вызывавшие критику участников торгов,— прежде всего госзаказчиков. В частности, отменялись предквалификация, двухэтапные конкурсы и запрос котировок. Торги должны проводиться только в электронном виде, а основным критерием отбора победителя стала предложенная цена. За этим немедленно последовали протесты, прежде всего научных учреждений, больниц, школ. При этом претензии к новому режиму 94-ФЗ имеют две крупнейшие составляющие: режим электронных госзакупок, с одной стороны, делает крайне сложными неформальные договоренности с поставщиками госзаказчика, с другой — ограничивает возможность заказчика получить требуемый товар или услугу в короткие сроки.

В СО РАН, не разделяя эти проблемы, провозглашают, что 94-ФЗ наносит "тяжелейший удар по планам модернизации российской экономики на основе генерации новых фундаментальных знаний и их трансформации в высокие технологии". По мнению председателя отделения Александра Асеева и главного ученого секретаря Николая Ляхова, введение "новой товарной номенклатуры" в несколько раз увеличивает время поставки необходимых расходных материалов, зачастую непригодных для проведения научно-исследовательских работ, и приводит к росту их стоимости. Кроме того, указано в обращении, изменения ограничивают расходование любых внебюджетных средств, в том числе и тех, что поступают в рамках договоров от коммерческих компаний. Это отталкивает малый и средний бизнес от взаимодействия с университетами и научными организациями. "94-ФЗ вступает в прямое противоречие с установкой на дальнейшее расширение процессов интеграции инновационного бизнеса и науки. Дело дошло до того, что в инновационной бизнес-среде, технопарках и технико-внедренческих зонах принадлежность институтов РАН к госучреждениям расценивается как серьезный негативный фактор",— утверждают в академии.