Новости
Эксперты приветствуют слияние двух московских аэропортов
Экономика | Центральный ФО | В России

Государство выкупит у московского правительства 75% долю во "Внуково" и объединит его с "Шереметьево". Об этом заявил вчера на совещании, посвященном развитию московского авиатранспортного узла, премьер-министр Владимир Путин. Эксперты, опрошенные Накануне.RU, единодушны: такой альянс позволит более активно развиваться двум ведущим аэропортам столицы.

“Их объединение может дать хороший синергетический эффект. Синхронизация управления воздушным движением, а также отлаженная транспортная связь между самими аэропортами значительно повысит эффективность работы всего московского транспортного узла. В результате появится возможность увеличить пассажиро- и грузопотоки, прежде всего, транзитные, которые сейчас имеют большой потенциал для роста”, – комментирует для Накануне.RU возможный эффект от объединения аналитик департамента оценки “2К Аудит – Деловые консультации / Morison International” Петр Клюев. “Если объединение будет сделано правильно, то и административные издержки значительно сократятся, просто за счет того, что не нужно будет столько административного персонала”, – добавляет к словам коллеги Дмитрий Адамидов из агентства “Инвесткафе”.

москва аэропорт шереметьево-1 самолеты авиакомпания аэрофлот норд|Фото: Накануне.ruИдея объединения московских аэропортов появилась еще в прошлом году. Причиной, по которой она была тогда озвучена, стал тот факт, что три столичных аэровокзала достигли предела по своей пропускной способности. Их дальнейшее развитие теперь требует проведения реконструкции, которая, если ее осуществлять для каждого аэропорта по отдельности, может влететь в копеечку. Решением проблемы виделось объединение. Оставался лишь вопрос: кого и с кем?

Тогда зачинатели процесса слияния явно склонялись к варианту альянса “Шереметьево” и “Внуково”, что и подтвердило вчерашнее заявление Владимира Путина. Также об этом свидетельствовали и первые подвижки к объединению, которые были сделаны еще в декабре прошлого года – в рамках выставки “Транспорт России” “Внуково” и “Шереметьево” подписали меморандум о сотрудничестве. Он предполагал “облегченный” перевод части авиакомпаний в один из аэропортов в случае реконструкции аэродрома одного из участников соглашения. Теперь же этот процесс будет происходить еще проще.

“Реконструируется “Шереметьево” – часть компаний уходит во Внуково. А потом может начаться реконструкция самого Внуково. Раньше авиакомпании бы бегали, суетились – это было бы достаточно неудобно. Объединение упростит ситуацию для них, потому что теперь “переезд” будет происходить в рамках одного юридического лица, что гораздо проще”, – поясняет для Накануне.RU аналитик агентства “Инвесткафе” Дмитрий Адамидов.

Впрочем, пока руководству авиакомпаний, базирующихся в “Шереметьево” и “Внуково”, рано расслабляться. Процесс объединения двух аэропортов может занять некоторое время, считают эксперты. “Формирование единого транспортного авиаузла на базе двух аэропортов будет происходить постепенно, синхронизация и оптимизация работы займет немало времени и потребует усилий. Но в целом – это процессы вполне рабочие и при должном отношении все проблемы и вопросы должны быть решены”, – говорит Петр Клюев.

|Фото: www.rzd.ruПомимо времени, объединение потребует и денежных затрат. “По предварительной оценке, это будет стоить несколько десятков миллиардов рублей”, – сообщил собравшимся на совещании Владимир Путин. В первую очередь большую часть денег потребуется потратить на обеспечение транспортной связи между аэропортами, которой сейчас нет. По оценке мэра Москвы Сергея Собянина, это обойдется государству в 30 млрд руб. Такова примерная стоимость реконструкции малого железнодорожного кольца, которое может связать аэропорты единой транспортной инфраструктурой. Ориентировочно такую же сумму потребуется потратить и на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в “Шереметьево”, которая позволит увеличить пассажиропоток.

Отсутствие среди объединяющихся “Домодедово”, который также заинтересован в реконструкции и строительстве новой ВПП, объясняется экспертами вполне просто: “Домодедово” – частный аэропорт. “Государство не может принудить его к объединению. К тому же такая сделка размоет долю государства в объединенном аэропорте, что недопустимо на начальном формировании авиаузла. Тем не менее, развиваться московский транспортный авиаузел должен синхронно, то есть стратегия развития “Домодедово” должна учитывать стратегию развития объединенного авиаузла “Шереметьево-Внуково”, и наоборот”, – поясняет для Накануне.RU Петр Клюев.

Московский авиаузел представлен тремя аэропортами: “Шереметьево”, “Домодедово” и “Внуково”. "Шереметьево" по итогам 2010 года обслужило 19,3 млн человек, "Домодедово" – 22,2 млн, "Внуково" – 9,4 млн человек. В сумме услугами трех аэровокзалов столицы за прошлый год воспользовались около 51 млн человек. В планах, правительства России увеличить эту цифру в два раза.

Павел Киев