Новости
Дмитрий Кобылкин: Проекты, направленные на укрепление экономических позиций России не должны подрывать экологическую безопасность
Общество | Ямало-Ненецкий АО

В Дзержинске Нижегородской области под председательством Дмитрия Медведева проходит заседание Президиума Госсовета РФ по вопросам экологического сопровождения крупных инфраструктурных проектов России. Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин в своем выступлении подчеркнул, что сегодня особого внимания требуют проблемы обеспечения экологической безопасности при реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство газопровода "Северный поток", нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан", освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского и Охотского морей.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора, для Ямала вопросы защиты интересов малочисленных народов Севера – задача приоритетная, как и в целом для регионов арктической зоны России. Для защиты хрупкой арктической природы и акваторий морей предложено рассмотреть возможность создания вблизи планируемых к разработке месторождений углеводородов аварийно-спасательных баз, обеспеченных специализированными судами быстрого реагирования. Губернатор Ямала также обратил внимание, что власти на местах чаще всего сталкиваются с проблемами надзора на крупных объектах федерального уровня контроля. Фактически региональные органы исполнительной власти лишены рычагов влияния. И в этой части необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование в части государственного экологического контроля и экспертизы.

Еще одной важной темой, требующей внимания на федеральном уровне, стала проблема сбора и утилизации попутного газа. Отмечается недостаточная оснащенность приборами учета объемов добычи, использования и сжигания ПНГ. По данному вопросу было предложено внести изменения в нормативные акты и установить запрет на эксплуатацию месторождений, не оборудованных соответствующей системой инструментального учета.

Разливы нефти и нефтепродуктов актуальны для многих регионов России. Для обеспечения эффективности выполнения требований российского законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов, было предложено установить меры административного воздействия, путем внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Ещё одним болезненным вопросом, затрагивающим интересы ряда субъектов России, является ликвидация накопленного экологического ущерба. Отсутствие в действующем законодательстве нормативно-правовой и методологической базы, а также финансовых ресурсов препятствует реализации мер по оценке и ликвидации накопленного экологического ущерба. "Нынешних собственников предприятий заставить убирать за прошлое не просто. "Прошлых", которые на протяжении десятилетий загрязняли окружающую среду, сегодня не найти. Поэтому предстоит очень серьёзная работа", - отметил Дмитрий Кобылкин.

Для эффективного решения вопроса по ликвидации накопленного экологического ущерба члены рабочей группы предложили: ввести понятия "накопленного экологического ущерба", как правового инструмента для определения необходимых механизмов его ликвидации; разработать единый порядок и методику проведения инвентаризации и учета объектов накопленного экологического ущерба; внести в налоговое и бюджетное законодательство соответствующие изменения, предусматривающие временные налоговые льготы при реализации предприятиями конкретных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и закрепить на законодательном уровне определенные полномочия общего управления в сфере оценки накопленного экологического ущерба и ликвидации ущерба за федеральными и региональными органами государственной власти и местным самоуправлением.

Ксения Митина