В Уральской торгово-промышленной палате состоялся семинар на тему "Перевозка грузов железнодорожным транспортом в новых условиях функционирования отрасли: проблемы, пути решения, качество транспортных услуг".
Главными действующими лицами семинара стали заместитель директора екатеринбургского филиала "Первой грузовой компании" Владимир Черных, заведующий кафедрой "Станции, узлы и грузовая работа" Уральского государственного университета путей сообщения Сергей Плахотич и начальник Управления по работе с железнодорожным страхованием Страхового общества "Экспресс-Гарант" Людмила Руднева.
Как отмечает начальник Центра делового образования Уральской ТПП Ольга Титова, семинары по железнодорожным грузоперевозкам Палата проводит традиционно уже не первый год. "К нам регулярно поступают запросы от крупнейших компаний Свердловской области с просьбами помочь решить вопросы с железнодорожными грузоперевозками. Поэтому такие семинары очень востребованы", - рассказала она.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Уральской ТПП, в этот раз в семинаре участвовали представители ЗАО "Машиностроительный завод им. В.В. Воровского", ОАО "Ураласбест", ЗАО "Уральский турбинный завод", и ряда других компаний. На семинаре обсуждались темы операторской деятельности на железнодорожном транспорте в условиях реформирования, правильной организации перевозки грузов, и страхования грузовых перевозок и других рисков на железнодорожном транспорте.
Одним из ключевых вопросов дискуссии стал вопрос тарифообразования в железнодорожной отрасли. По словам заместителя директора екатеринбургского филиала "Первой грузовой компании" Владимира Черных, тарифы на железнодорожные грузоперевозки устанавливаются государством. "Однако в значительной степени на стоимость перевозки влияют периодически возникающие длительные простои вагонов и необходимость отправления в обратную сторону в некоторых случаях порожних составов", - говорит он.
Грузоперевозчикам выгоден максимально быстрый оборот вагонов. Но на практике случаи простоя вагонов и использования порожних составов происходят все чаще, отмечают участники семинара. "Нередко вагоны приходят на станцию и простаивают там целыми неделями, так как предприятие использует их в качестве временного склада. Не помогают даже штрафы, которые к ним применяются", - отметил представитель одной компаний региона.
Иногда сбои в перевозках случаются и по вине автоматики. Резервирование вагонов осуществляется автоматически с момента прибытия вагона на станцию. Но на некоторых станциях вагон может простаивать сутками, что приводит к срыву заказа. Возникающие по этим причинам затраты операторы подвижных составов вынуждены перекладывать на клиентов, поэтому тарифы продолжают расти.
Между тем, по мнению участников семинара, ожидать снижения тарифов или их стабилизации в ближайшем будущем вряд ли стоит. "Ставка доходности оператора не может сегодня превышать ставку аренды. Ставки ПГК находятся между уровнями спроса и предложения - именно там, где они устраивают как оператора, так и грузовладельцев", - отмечает Владимир Черных. Также на ситуацию на региональном рынке перевозок должен положительно повлиять приход "Второй грузовой компании".
Однако "Вторая грузовая компания", которая была зарегистрирована в Свердловской области осенью 2010 года, до сих пор не приступила к осуществлению регулярных перевозок грузов. А срок окончания реформы РЖД, который должен был завершиться в 2010 году, может быть продлен до 2015 года. Поэтому говорить о кардинальном изменении стоимости перевозок пока не приходится.