Губернатор Югры Наталья Комарова рассказала о планах и задачах приватизации в автономном округе на Петербургском международном экономическом форуме в ходе брифинга "Приватизация. Создание творческого капитала в России". Обращая внимание на название брифинга, Наталья Комарова отметила, что ключевое для этой встречи слово – "творчество", всегда нацеливающее на создание чего-то качественно нового, на уникальность результата. "Для нашего округа, занимающего лидирующие позиции в нефтедобыче и в энергетике, приватизация – это еще и новая возможность "многожанрового", как сказали бы творческие люди, развития нашей экономики. Это инструмент, который настроен на формирование конкурентной среды во всех тех отраслях, которые монополизированы государством и жестко аффинированными с ним структурами", - подчеркнула губернатор.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе главы региона, в ноябре прошлого года правительство автономного округа утвердило перечень государственного имущества Югры, предназначенного к приватизации. Общая номинальная стоимость объектов трехлетней программы составляет 20 млрд 242 млн руб. Наталья Комарова выделила некоторые проблемные для региона аспекты в процессе проведения приватизации.
Первое – это перспективы государственных имущественных комплексов. "Только у нас в регионе совокупная балансовая стоимость окружного имущества, закрепленного в оперативном управлении государственных учреждений, на начало этого года составляла почти 185 млрд руб. Часть таких госучреждений работает на вполне конкурентных рынках услуг, причем они делают это на условиях, далеких от рыночных. Получая от государства компенсацию всех базовых расходов, такие учреждения тормозят развитие конкуренции на рынке услуг и оборачиваются для регионов бюджетной неэффективностью", - отметила Наталья Комарова.
Второе направление, которое обозначила губернатор, – это стимуляция спроса на активы при их приватизации. Как правило, пакеты акций (долей) обществ, реализуемые в соответствии с планами приватизации большинства регионов, торгуются не на фондовых биржах, а, следовательно, в условиях информационного вакуума. А для формирования "творческого" частного капитала важно понимать всё - состояние активов, финансов, деловую репутацию, позиции на рынке, а также располагать информацией о потенциальных рисках, непосредственно связанных с деятельностью компании. Очевидно, что публикуемое информационное сообщение о приватизации и отчет независимого оценщика о рыночной стоимости потенциальному покупателю таких данных не дают. Органы власти и государственные учреждения, уполномоченные на организацию продажи имущества, как показывает практика, в этой работе малоэффективны.
Губернатор обозначила еще один проблемный аспект: "Необходимы федеральные экономические меры по стимуляции спроса, расширяющие круг потенциальных покупателей государственной и муниципальной собственности. Такой мерой могла бы стать возможность применять рассрочку оплаты при использовании всех типов приватизационных процедур. В настоящее время это возможно только в отношении такого способа приватизации, как продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены, причем на срок не более одного года. Получается, что мы применяем эту меру тогда, когда уже не дали результата все остальные приватизационные процедуры с объявлением цены, обслуживая только "хвост" приватизационного процесса".