Новости
На Ямале разрабатывают новые модели образования для детей коренных малочисленных народов севера
Общество | Ямало-Ненецкий АО

На Ямале функционирует 24 школы-интерната и шесть пришкольных интернатов, в которых обучается более девяти тыс. детей коренных малочисленных народов Севера (свыше 80% от их общего числа). При этом более четырех тыс. детей не только обучаются, но и проживают круглый год в интернате и находятся на полном государственном обеспечении. Как сообщили Накануне.RU в департаменте образования округа, в настоящее время интернатная система нуждается в реформировании в связи с тем, что имеется ряд недостатков - отрыв ребенка от привычной обстановки, большие финансовые затраты на доставку детей из стойбищ в школы-интернаты, невозможность в полной мере удовлетворить этнокультурные потребности коренных народов и др.

Одной из форм организации образовательного процесса коренных народов Севера может быть кочевая школа. Напомним, в системе образования открыта окружная экспериментальная площадка по отработке модели такой школы-сада (фактория Лаборовая, Приуральский район). Базовым образовательным учреждением выступает Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования. Кроме того, в эксперименте участвует Ямальский многопрофильный колледж (Салехард). Важным преимуществом стойбищной школы-сада является то, что дети имеют возможность жить в условиях традиционного уклада жизни, у них легче проходит адаптация к образовательному процессу. Кроме того, это дает родителям возможность регулярно навещать детей. Тем самым возрождается роль традиционного семейного воспитания.

Адаптируя формы организации образовательной деятельности к условиям кочевья, региональным институтом развития образования уже сегодня ведется работа по совершенствованию имеющихся учебно-методических комплектов. Для организации самостоятельной работы по изучению родных языков, культуры народов Севера сотрудники института разрабатывают электронные образовательные пособия. Для апробации инновационных программ по подготовке специалистов для работы в кочевом детском саду и кочевой школе на базе Ямальского многопрофильного колледжа открыта региональная инновационная площадка. Ежегодно проводится курсовая подготовка педагогов, преподающих родные языки и предметы с этнокультурным компонентом.

 

 


 

Ксения Митина