Новости
71% населения страны мешает модернизации. Их надо учить английскому
Политика | В России

100 миллионов человек висит "мертвым грузом" на плечах тех, кто пытается модернизировать российскую экономику. Таким мнением поделились с журналистами руководители экспертной группы по теме "Инновации", действующей в рамках проекта "Стратегия 2020" Леонид Гохберг и Игорь Агамирзарян.

По словам руководителей группы №5 Леонида Гохберга и Игоря Агамирзяна, в российскую науку средств сейчас вкладывается не меньше, "чем в какой-нибудь Англии". И каков же результат? За последние 15 лет по количеству научных публикаций в ведущих научных журналах мира Россия сползла с 7-го места на 14-е (а Китай за то же время поднялся с 14-го на 2-е.) На экспорте технологий РФ в 2009 году заработала $0,6 млрд, тогда как США – почти $90 млрд.

По словам Леонида Гохберга, тормозит процесс то обстоятельство, что российская наука по своей структуре до сих пор является советской: во всех развитых странах львиная доля инноваций рождается в стенах предприятий (в США – 72,6%, в Японии – 78,5%), у нас же 88,2% инноваций приходятся на НИИ.

Вдобавок на шее модернизации тяжелым камнем висят 39,7 млн инвалидов, свыше 5 млн безработных, 18,5 млн людей с доходами ниже прожиточного минимума и еще 37,6 млн человек сельского населения. Все они, по словам руководителей группы, "имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом, лишены возможности участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при этом, не владеют английским языком". Леонид Гохберг даже воскликнул в сердцах: "Я не понимаю, как эти люди до сих пор еще могут существовать без английского в условиях растущих вызовов?!"

Чтобы пенсионерам и инвалидам было легче существовать, уже намечен ряд мер "по вовлечению этих категорий населения в инновационные процессы". В первую очередь, их обучат английскому.

Говорили на пресс-конференции и про Дмитрия Медведева. Игорь Агамирзян напомнил присутствующим слова президента о том, что "парашют работает, когда он раскрыт": "Вот и нам надо или раскрываться полностью перед мировой экономикой или полностью закрываться, как было во времена СССР. Иначе не устоим". Впрочем, стратеги Путина были все-таки за то, чтобы полностью раскрыться, а второй вариант привели просто в качестве страшилки.

Конечно, в момент раскрытия к нам хлынут западные товары, но это даже хорошо, уверил собравшихся Леонид Гохберг. Предприятия, занимающие "уютную" нишу, при этом закроются, но, по мнению модернизаторов, это тоже хорошо – "не будет больше российских локомотивов, которые на порядок хуже импортных".

Прозвучали и другие довольно странные высказывания людей, которые занимаются доработкой "Стратегии 2020". Гохберг призвал давать деньги на инновации не тем, кто строит самолеты, а тем, кто делает детское пюре – детей у нас в стране больше, чем пассажиров, а это значит, что детское питание всегда будет давать больший рост по сравнению с самолетами.

Какая-то безрадостная картина получается: если все пойдет по плану, 2020 год мы встретим без российских локомотивов, без российских самолетов, но зато с детским питанием. Впрочем, модернизация в области производства детского питания пока тоже под вопросом, пишет Утро.Ru.

Напомним, что доработку "Стратегии 2020" по поручению правительства РФ ведет 21 рабочая группа под общим руководством ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова.