Новости
Развитие сюжета:

14:35 08.07.2011 За срыв гособоронзаказа предложено расстрелять Сердюкова

Сердюков готовит "расстрельные списки". Первым "шлепнут" главного критика ведомства
Политика | В России

Минобороны России по "совету" президента Дмитрия Медведева уже составляет "расстрельные списки" руководителей и сотрудников оборонно-промышленного комплекса, сеющих панику о срыве поставок в армию стратегических ракет. Первым, кого наметили убрать, стал генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов, чье интервью и вызвало нынешний скандал.

За его развитием следит российская пресса. Ряд обозревателей встают на защиту разработчика "Булавы", "Тополя-М" и надежды стратегических сил - новейшего ракетного комплекса "Ярс". Его считают правдорубом, напоминают о том, что он не в первый раз высказал жесткую критику в адрес военного ведомства, и делают вывод, что как личность яркая и самодостаточная он страшно неудобен Минобороны.

При этом вслед за Соломоновым газеты ругают государство за формальный и сторонний подход к острейшей проблеме взаимоотношений между оборонной промышленностью и военными. А в резких словах Медведева, велевшего срочно разобраться с состоянием гособоронзаказа и наказать увольнением, "независимо от чинов и званий", тех, кто его срывает, либо паникеров, увидели лишь признак немощи. Все снова ограничится "расстрелом мертвых душ", считают они.

Минобороны целилось в Соломонова уже давно, пишет в пятницу "Московский комсомолец". Два года назад даже "подстрелило", убрав с должности гендиректора МИТ и оставив только генконструктором наземных ракет.

Теперь же глава ведомства Анатолий Сердюков, с рвением взявшийся выполнять президентскую волю, дополнительно уколол Соломонова заявив: "Как только мы его сняли, сразу пошла работа по "Булаве". Это намек на то, что серия неудачных испытательных пусков этой ракеты повлекла за собой ее активную доработку, и последние испытания дали положительный результат. Сердюков даже заявил, что ее можно запускать в серийное производство.

Правда, он не уточняет, что к моменту того решения (об увольнении Соломонова с поста гендиректора МИТ - прим. ред.) ракета уже была сделана и вся работа сосредоточилась лишь на контроле над качеством ее производства, подчеркивает МК.

Рассуждая о "дуэли" между Минобороны и генконструктором стратегических ракет, издание подчеркивает, что Юрий Соломонов всегда открыто говорит нелицеприятные вещи, и чиновники такой критики в свой адрес снести конечно не могут. В качестве примера приведены следующие его высказывания.

"Для того чтобы кадры решали все, они должны соответствовать тому месту, на котором сидят. А если у нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию?! Ну, это же факт, который не нужно даже доказывать! А психология-то другая у налоговиков, другие мозги. А там нужно быть и инженером, и "ценовиком".

Или такое: "Министерство обороны занимает не просто неконструктивную позицию, а непонятную с точки зрения государства. Его подразделения на сегодняшний день не в состоянии решить эту задачу. Это результат всех структурных нововведений и переподчинений в центральном аппарате. Создана система абсолютно недееспособная. Если вы, установив новые взаимоотношения между подразделениями аппарата, не в состоянии заключить даже контракты в течение полугода - значит, что-то неправильно в системе".

Большинство директоров оборонных предприятий подпишутся под этими словами - "если, конечно, не побоятся так же, как и Соломонов, оказаться в "расстрельном списке", комментирует газета.

Общаясь с журналистами в четверг, Сердюков заявил, что еще не заключенные контракты составляют "всего лишь" 18% от общего госзаказа на вооружения, что, по его убеждению, не считается критичным показателем. Задержку он объяснил попытками заставить Минобороны покупать продукцию ОПК по завышенным ценам.

В частности, он поведал, что на этой неделе встречался с гендиректором МИТ Сергеем Никулиным, чтобы обсудить контракт на поставку межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М" и "Ярс". Институт теплотехники значительно увеличил стоимость по каждой партии ракет - на 3,9 и 5,6 миллиарда рублей соответственно, пожаловался глава ведомства и заключил, что мириться с этим оно не может.

Автор статьи в МК на это замечает, что борьба "за деньги" между "оборонкой" и военными шла всегда, даже в советские времена, "однако самолеты у нас все же взлетали, танки стреляли, а корабли плавали". В современной же России программа вооружений не выполняется из года в год.

Достаточно вспомнить майские заявления Медведева о срыве оборонзаказа за 2010 год. ОПК тогда тоже был наказан увольнениями и взысканиями, однако СМИ выяснили, что своих мест лишились фактически "мертвые души", которые давно отошли от дел.

В отставку были отправлены несколько гендиректоров и генконструкторов, с десяток руководителей ОПК получили выговоры и "дисциплинарные взыскания административного характера". В Минобороны 11 человек тоже получили выговоры, пятеро заместителей и помощников Сердюкова, отвечавших за вооружение, были лишены должностей.

Сравнивая ситуации в советское и нынешнее время, Юрий Соломонов заявил: "При многих недостатках в Советском Союзе что было? Государство помогало работать. Сейчас с точки зрения общего подхода государство мешает. И руководители предприятий, которые являются основным исполнительным звеном, сталкиваются с этим каждодневно".

"Проблема очевидна: наш военно-промышленный комплекс давно перестал быть как военным, так и промышленным, - пишет газета. - Не военный он потому, что родное ведомство давно позиционирует себя как независимый заказчик техники, не желающий вникать в проблемы ее производства: не можете нас удовлетворить - купим оружие на Западе. А не промышленный - потому, что назвать промышленностью остатки советской "оборонки" просто язык не поднимается".

При этом формально существует государственный орган, который должен сводить воедино требования военных и возможности промышленности, формируя единую линию гособоронзаказа и развития военной индустрии. Это - Военно-промышленная комиссия при правительстве, под руководством вице-премьера Сергея Иванова. Но ключевое слово - "формально", считают аналитики.

Комиссия "формально существует, формально подходит к проблеме, обладает формальными полномочиями", констатирует МК.

"Вот и выходит, что пока вместо реальной государственной власти мы будем наблюдать лишь ее призрак в виде немощной тени диктатора, летать, плавать и стрелять у нас по-прежнему ничего не будет. И никакие триллионы или "расстрельные списки" тут не помогут", - заключает автор.

Критикует государственный подход и "Независимая газета". Она считает, что "ценовые войны" между Минобороны и ОПК - это следствие непродуманного перехода к рыночным отношениям в области обеспечения обороноспособности государства. Стоит ли говорить, что от этого сильно подрывается сама обороноспособность.

Издание также подчеркивает, что Военно-промышленная комиссия при правительстве, призванная быть третейским судьей по этой проблеме, "почему-то регулярно остается в стороне от решения острейших вопросов взаимоотношения между промышленностью и военными".

"И тут очередные угрозы президента наказать виновных в срыве гособоронзаказа и даже намеки на "расстрел паникеров по законам военного времени" ситуацию не спасают. Надо менять не только людей, но и механизмы взаимоотношений между ведомствами", - делает вывод НГ.

Юрий Соломонов после высказанной им критики тоже не молчит. В интервью "Известиям" он предложил вариант решения проблемы. По его убеждению, избежать "безвозвратной потери отдельных технологий, без которых невозможно создание современной наукоемкой боевой техники", можно только одним способом: создать обособленную структуру в области заказа и сопровождения прорывных, высокорискованных исследований.

"Опыт функционирования подобной структуры за рубежом (DARPA в США, DSTL в Великобритании, DSTO в Австралии, DRL в Германии, DRDO в Индии) с учетом особенностей государственного управления РФ, где за оборону и безопасность отвечают ряд ведомств, говорит о том, что она должна носить межведомственный характер и подчиняться непосредственно высшему военному руководству страны - Верховному главнокомандующему", - считает генконструктор стратегических ракет.

Деятельность структуры должна быть тесно скоординирована с работой научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве. Кроме того, в структуре должен быть предусмотрен экспертный совет, в состав которого должны входить ведущие ученые и генеральные конструкторы.

"Опираясь на их мнение, Верховный главнокомандующий мог бы оперативно выделять и поддерживать наиболее перспективные направления развития вооружения и спецтехники", - полагает Соломонов. Таким образом, они финансировались бы напрямую, минуя нынешнюю "забюрократизированную и коррумпированную систему принятия решений в этой жизненно важной для безопасности государства области", подчеркнул он.

Отметим, президент Медведев в сентябре прошлого года раскритиковал российскую "оборонку" и призвал ее модернизировать. При этом в качестве примера для подражания он привел США, и тогда тоже говорил о необходимости создать эффективную структуру, подобную американской DARPA.

Наконец, комментируя нынешний скандал, вызванный его критикой, Соломонов невозмутимо заявил: "Мне нет никакого резона что-то выдумывать. Правительство готовит официальную справку, там все будет видно. Мы не единственные, кто находится в таком состоянии. Так что еще посмотрим, кто прав".