Просто фатальный день выдался 21 августа для российского военно-технического сектора: в один и тот же день авариями закончились испытания двух самых "раскрученных" и самых стратегически важных проектов ОПК - ракеты морского базирования "Булава" и прототипа истребителя пятого поколения Т-50, отмечает Форум.мск.
На МАКС-2011 выкатили строго засекреченный самолет, но провели на нем целую серию испытательных полетов, что само по себе достаточно рискованный PR - самолет не просто "сырой", он вообще пока еще не самолет, а прототип и риск аварий такой машины потрясающе велик. Заметим, на салоне в этот день находилось рекордное число зрителей.
Т-50 к счастью остановился, не успев набрать очень большую скорость и на шасси. Но причина экстренного торможения была более, чем серьезная - помпаж двигателя. Из всех причин этого наиболее реальной является ошибка, допущенная при проектировании или сбой в работе системы управления двигателя. Причем речь идет не о штатном двигателе для истребителя пятого поколения, а о "промежуточной" модернизации давно стоящих на самолетах "Сухого" АЛ-41Ф: АЛ-41Ф1 стоит на ПАК ФА, а АЛ-41Ф1С на Су-35 (двигатель был разработан в силу того, что прежний не соответствовал требованиям иностранных заказчиков к машинам четвертого (!) поколения). Но если даже этот двигатель оказался "сырым" для ПАК ФА, то что будет с действительно новой силовой установкой?
И вот атомный подводный ракетный крейсер нового поколения "Юрий Долгорукий", который выходил в акваторию Белого моря для испытательного пуска "Булавы", был вынужден вернуться на Севмашзавод в Северодвинск, не выполнив задачи. Пуск не состоялся из-за сбоя в подаче энергопитания в одной из систем подлодки. Было принято решение вернуть лодку на предприятие, чтобы на месте проанализировать неисправность.
До конца 2011 года с ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий" планировалось произвести два испытательных пуска межконтинентальной баллистической ракеты "Булава". В случае успеха последнего планировалось принять решение о принятии морского ракетного комплекса Д-30 (ракета и подлодка) на вооружение ВМФ.
Издание отмечает, что в современной войне никто не даст нам фору - отступать до Москвы, как в двух отечественных войнах. "Или мы как Чехия в прошлую войну - сдадимся без боя, передав всю технику оккупантам? Ну что ж, немцы смогли в 40-х годах обеспечить чешским заводам трехсменную работу и полноценную загрузку. Если страна не может содержать свою армию, то содержит чужую..." – пишет издание.
Напомним, что прототип истребителя пятого поколения Т-50, принимавший участие в демонстрационных полетах на "МАКСе-2011", в результате прерванного взлета не получил каких-либо повреждений. "Внешний осмотр каких-либо повреждений самолета и двигателя не выявил", - сообщила пресс-служба ОАК.
"Самолет Т-50 принимал участие в демонстрационной программе "МАКС-2011" со второго дня работы салона. В воскресенье, в ходе выполнения разбега, возникли отклонения в работе автоматики правого двигателя. Действуя в соответствии с требованиями, летчик-испытатель Сергей Богдан принял решение прекратить взлет на скорости около 100 км/ч", - говорится в сообщении на сайте.