У проекта "независимая Украина" за 20 лет существования так и не появилось национальной идеи. Большинство жителей страны либо не знают, в чем она заключается, либо уверены, что такая идея отсутствует, пишет "Росбалт". Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного компанией Research and Branding Group: почти каждый пятый (18%) опрошенный заявил, что на Украине нет национальной идеи. Еще 40% респондентов затруднились с ее определением.
Нет и государствообразующих историко-цивилизационных ценностей. Государство было создано механически в результате развала Советского Союза. Несмотря на призывы объединиться "за все хорошее против всего плохого" под желто-голубым флагом, Украина остается скорее территорией, состоящей из противоположных по ментальности населения регионов. Противостояние в обществе наблюдается по всем ключевым вопросам развития страны. И это было предсказуемо, поскольку создавалась Украина, прежде всего, как стратегический плацдарм против РФ и строилась на изначально русофобских принципах.
Украина остается объектом, а не субъектом глобальной политики и экономики. Эксплуатируя риторику пресловутой "многовекторности», официальный Киев стремился превратить транзит углеводородов в инструмент экономического шантажа России и Евросоюза. Однако с запуском Северного и Южного потоков геополитическая ценность Украины снизится. Еще несколько лет назад Виктор Янукович доказывал, что никакое ВТО или Зона свободной торговли с ЕС не заменит Украине ЕЭП. Сегодня его политическая сила отбрасывает российский вектор в экономике (отказ от вступления в Таможенный союз) и готовится к сомнительной в экономическом плане Ассоциации между Украиной и ЕС. Хотя там прямо говорят: Украина никогда не станет частью ни европейской, ни англо-саксонской цивилизаций.
Партия регионов стремится выстроить жесткую властную пирамиду, однако это — жесткость исполнителя чужой воли, не имеющая отношения к независимости и суверенитету. Команда президента Януковича является преемницей трех компрадорских режимов. Все они исполняли роль наместников транснациональных корпораций и банков с целью достижения и консервации технико-экономической отсталости Украины, сохранения ее зависимости от импорта средств производства, промышленных и продовольственных товаров. Вот лишь несколько ярких примеров неоколонизации.
Специализация Украины на экспорте железорудного сырья и стального проката. Около 4/5 металлопроката идет в страны Запада, что равнозначно выносу их экологически опасных производств на Украину. При этом отечественные отрасли машиностроения, где требуется масса квалифицированной рабочей силы, не работают на полную мощность и металла почти не потребляют. Украина утратила статус технологической державы и низведена до уровня сырьевой полуколонии. Экономическая модель не предполагает заботы о воспроизводстве ресурсов, технологий, рабочей силы и среды обитания, а нацелена лишь на распределение короткой выгоды среди олигархических кланов.
"Реформы смерти", проводимые на Украине в течение 20 лет с момента развала Советского Союза, вызвали разрушение промышленности и АПК как основ жизнеобеспечения. Фундаментальный подрыв сельского хозяйства в стране был произведён в первой половине 1990-х годов. Но этого оказалось недостаточно и в 1996 году Конгресс США в резолюции №120 требует: "Правительству Украины необходимо сделать своим первым приоритетом демонтаж социалистических секторов своей экономики … путём … приватизации совхозов и колхозов и прекращения осуществления ими монополистического контроля в аграрно-индустриальном секторе". Тогдашний президент Кучма под нажимом американцев издал указ о паевании и деколлективизации, основная цель которого – уничтожение крупнотоварного АПК, дробление пахотных земель среди полунищих собственников, лишенных средств производства, и подготовка тотальной распродажи земель компаниям Запада.
Сейчас на Украине — более 40 млн га сельскохозяйственных угодий, при этом около 27 млн га земли распаевано и находится в частной собственности у 7 млн крестьян, подавляющее большинство из которых не в состоянии обрабатывать свои наделы. Если производство зерна и подсолнечника пока поддерживается на уровне 2/3 к уровню 1991 года, то поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец, а также производство картофеля, овощей, фруктов, льна и других культур резко сокращено.
Эти виды продукции, таким образом, постепенно исключаются из комплекса жизнеобеспечения, а крестьяне, занимавшиеся их производством, становятся безработными. По сути, решена задача неоколонизации – сохранение производства одного-двух видов сельхозпродукции на экспорт. Подобное «реформирование» АПК и появление "собственников" по американским рецептам привело к тому, что во многих сельскохозяйственных районах смертность в 3 раза превысила рождаемость.
Украинская армия находится в плачевном состоянии. За все годы независимости Вооруженные силы не получали на своё содержание полную сумму, определённую Законом Украины "Об обороне" 3% от ВВП. Они финансировались по остаточному принципу, в пределах 0,9 – 1,2% от ВВП. Военные аналитики отмечают, что к концу нынешнего года украинская армия подойдёт к пределу своего существования как функциональная структура. Состояние вооружений и военной техники близко к критическому. В Сухопутных войсках, по данным экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения более 90% вооружений и военной техники уже исчерпали свой ресурс. МО сообщило в конце 2007 года, что стали непригодными к использованию 80% основной номенклатуры ракетно-артиллерийского вооружения, около 50% истребителей и 60% бомбардировщиков.
К функциям государства относится создание условий и демократических институтов для выявления, учета и координации интересов различных социальных групп. При этом государство становится средством компромисса между различными общественными силами. Оно должно осуществлять управление от имени гражданского общества и в его интересах, используя такие инструменты как парламентаризм, свободные выборы, федерализм, независимое правосудие. На сегодняшний день на Украине нивелируется роль этих институтов при проявлении некоторых негативных тенденций.
Так, огромная часть украинских граждан не участвует в политической жизни страны. Многие исследователи определяют отношение населения к нормам и моральным ценностям существующей социальной системы на Украине понятием «аномия» — деструктивное состояние общества, которое характеризуется утратой социальных норм и возрастанием количества разрушительных поступков. Имеет место абсентеизм, т.е. уклонение избирателей от участия в выборах в представительные органы разного уровня. Рост абсентеизма во время последних выборов в местные советы (в Крыму к избирательным урнам пришло только 47% избирателей) может рассматриваться как признак политического кризиса, реакция населения на отсутствие альтернативного выбора.
Безразличие к выборам каждого второго избирателя, по мнению украинского политолога Вадима Карасева, свидетельствует о том, что Партия регионов перестаёт быть выразителем идей Юго-Востока Украины. Выиграв всё, ПР рискует это все и потерять – считает эксперт.
Визитной карточкой украинского государства всегда являлись ничем неоправданное и насильственное сужение сферы функционирования русского языка, фальсификация истории и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны. События во Львове 9 мая этого года показали, что непримиримые противоречия в вопросах отношения к войне спустя 65 лет после ее окончания остаются предельно острыми. Неприятно удивил и вердикт Конституционного суда, отменивший закон о Знамени Победы. Это — официальный отказ украинского государства от статуса победителя во Второй мировой войне. Украина оказалась в идеологическом и цивилизационном тупике и осталась на позициях культурной дезадаптации и маргинальности.
По данным КМИС (Киевского международного института социологии), около 70% населения Новороссии и Крыма считают, что политические взгляды жителей Западной Украины близки к фашизму. В этом случае нельзя не согласиться с президентом РФ Дмитрием Медведевым: "Если эта власть пляшет на костях людей, которые когда-то защищали их страны, то мы должны понимать, какое у нас будет отношение к этой власти и, исходя из этого, выстраивать свои внешнеполитические приоритеты".
К сказанному нужно добавить, что режим экс-президента Виктора Ющенко, который просуществовал на Украине более 5-ти лет, по всем признакам являлся неофашистским: незаконный приход к власти в результате не прописанной в Конституции процедуры проведения 3-го тура президентских выборов, оголтелая русофобия, откровенная демагогия и популизм, крайние формы давления на политических противников. Правление Ющенко сопровождалось и внешнеполитическими авантюрами. Поддержав Саакашвили, он в августе 2008 года чуть не довел дело до братоубийственной войны во время грузино-осетинского конфликта, когда украинские военные участвовали в боевых действиях против своих российских коллег.
При Ющенко были развернуты политические репрессии против инакомыслящих и тотальное наступление на основные гражданские свободы. Это выразилось в фабрикации заказных уголовных дел о «сепаратизме» против пророссийских активистов в Крыму, Закарпатье и Донецке, которые до сих пор "новой" властью не закрыты. "За время независимости власть должна была научиться вести диалог с обществом, и в соответствии с мнением которого, решать межнациональные, региональные проблемы, в том числе вопросы федерализации, а не перекладывать их "решение" на плечи СБУ, что говорит не о силе, а о слабости государства" – констатировали в связи с этим известные представители крымской науки Олег Котолупов и Павел Хриенко в своей статье "Украина не Канада".
Уголовное законодательство и судопроизводство на Украине имеют инквизиционную направленность. Речь идет о системном нарушении свободы слова и политических преследованиях за выражение своего мнения. К тому же нынешний правящий режим усиленно пытается свести к минимуму политические права граждан. Европейский парламент поддержал резолюцию с критикой в адрес украинских властей о применении уголовного права в качестве средства для достижения политических целей. Традиция расправы с политическими оппонентами была предложена еще Кучмой, и с тех пор является неизменным атрибутом любой украинской власти.
Общественно-политическую ситуацию на Украине ученый из МГУ Александр Полунов охарактеризовал понятием "двойная институционализация", означающая отказ от решения отдать приоритет какой-либо определенной стратегии дальнейшего развития страны. "Составной частью "двойной институционализации" был и отказ от определенного геостратегического выбора, а внутри страны – стремление балансировать между интересами" русскоязычной и украиноязычной частями Украины. Украине действительно удалось избежать открытого внутреннего конфликта, однако ценой "худого мира" оказалось угасание экономики и социально-политической активности населения. В рамках механизма власти сложился своеобразный "центристский буфер" (раздел сфер влияния между неономенклатурой и умеренно-националистической элитой), в результате чего правые и левые радикалы оказались оттеснены на обочину политического процесса.
Основная масса населения, придавленная тяготами борьбы за выживание, не выражала открытого протеста, а власти имели возможность рапортовать о сохранении внутреннего мира и стабильности как о важнейшей своей заслуге. Однако этот исторический отрезок был прерван "оранжевой революцией", приведшей к сильнейшему ментально-этническому расколу внутри государства. Поэтому попытки действующей власти воспользоваться политическим опытом кучмизма не дадут абсолютно никакого эффекта – в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Сегодняшнее украинское государство отчуждено от большей части населения. Украина управляется как ЗАО, в котором контрольный пакет акций в настоящий момент у регионалов и сотрудничающих с ними олигархов. Для простых жителей Украины этот государственный проект за 20 лет себя полностью исчерпал и в дальнейшем не сулит ничего хорошего.