Вчера в Сочи при посредничестве премьер-министра Владимира Путина "Роснефть" подписала соглашение с американской ExxonMobil о совместном освоении ресурсов Арктики и Черного моря. Тем самым российская нефтяная компания нашла выход из напряженной ситуации, которая возникла в результате срыва сделки между ней и BP. По мнению аналитиков, "Роснефть" удалось в короткий срок найти равноценного британцам партнера.
"Я расцениваю эту сделку для Роснефти как возможность получить себе в помощь деньги и технологии оффшорного бурения и разработки трудноизвлекаемой нефти, которая в большом количестве находится в Западной Сибири", — говорит Накануне.RU аналитик по нефтегазовому сектору ИК "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин.
"Кроме того, развивающееся стратегическое партнерство с американской компанией является позитивным фактором для международного имиджа Роснефти, изрядно страдающего из-за муссируемого на Западе дела Ходорковского и вообще несколько улучшит тон российско-американских отношений", — добавляет управляющий фондом "Финам Нефтегаз" Роман Беседовский.
Напомним, что ранее, в середине января нынешнего года, "Роснефть" и британская ВР договорились о создании совместного предприятия, которое должно было заняться геологоразведкой и освоением в районе южной части Карского моря. Но на пути к завершению сделки встала российская ТНК-BP, заявившая о праве участия в ней на основании соглашения о совместной деятельности, которое ТНК и BP, заключили в сентябре 2008 года. Разгоревшийся конфликт вынудил "Роснефть" отказаться от сделки, об этом компания сообщила в июне 2011 года, и искать нового партнера. Среди претендентов на эту "должность" были американская Chevron, англо-голландская Shell, китайская CNPC, малазийская Petronas и бразильская Petrobras. Однако выбор пал на ExxonMobil, которая, по словам Алексея Кокина, несильно отличается по своим размерам и технологическим достижениям от BP.
"Если говорить о достоинствах Exxon в качестве партнера, то стоит указать на то, что в отличие от ВР он не связан обязательствами относительно своего бизнеса в России по отношению к другим компаниям. Кроме того, у Роснефти и американской компании уже есть несколько совместных проектов, то есть взаимодействие достаточно отработано", — поясняет для Накануне.RU Роман Беседовский.
В начале года обе компании договорились о совместном освоении углеводородных месторождений на российском участке шельфа Черного моря. Соглашение о сотрудничестве было подписано сторонами в январе. Кроме того, "Роснефть" и ExxonMobil, наряду с японской Sodeco и индийской ONGC, являются партнерами в освоении проекта "Сахалин-1" на шельфе Охотского моря.
Впрочем, у ExxonMobil есть один существенный недостаток, который ставит крест на плане вице-премьера Игоря Сечина превратить "Роснефть" в международный энергетический холдинг — американская компания не заинтересована в обмене акций между ней и "Роснефтью", как это предполагалось в рамках российско-британское партнерства.
"Exxon точно не интересует обмен акций с "Роснефтью", потому что Exxon не желает быть миноритарным инвестором в других нефтяных компаниях. Просто это не их стратегия. Они предпочитают везде иметь контроль или исполнять роль оператора", — поясняет Алексей Кокин.
Впрочем, часть экспертов приветствует подобное решение ExxonMobil, считая, что это пойдет на пользу сотрудничеству. "С учетом сложности политической обстановки и сопротивления западных властей входу российских госкомпаний в капиталы европейских и американских корпораций, это сулит более простую процедуру согласования, меньшие риски и меньшие атаки на партнеров со стороны западных СМИ и публичных политиков", — говорит Накануне.RU Роман Беседовский.
По словам Беседовского, в связи с новыми обстоятельствами их рекомендация по акциям "Роснефти" находится на пересмотре. "Но можно утверждать, что краткосрочно данная новость окажет поддержку акциям компании, также как и возобновление восходящего тренда на рынке нефти", — отмечает он.
В день официального объявления о российско-американском сотрудничестве курс акций "Роснефти" на Лондонской фондовой бирже взлетел на 10%.