В России один из любимых видов спортивного отдыха – рыбалка, - в ближайшее время будет осуществляться по специальным карточкам. При этом система т.н. fishcrads будет введена, как говорится, "по многочисленным просьбам трудящихся" - то есть по инициативе самих рыбаков, рассказал руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Крайний.
Парадокс заключается в том, что еще весной 2011г. новая норма закона "О рыболовстве", которая предполагала введение путевок за пользование инфраструктурой специальных рыболовных баз, вызвала среди населения настоящий бунт. Тогда рыболовы-любители посчитали это официальным введением платы за рыбалку и пошли на баррикады. Однако с тех пор ситуация изменилась, и теперь они сами готовы нести властям деньги, пишет РБК.
Точкой отсчета "рыбного бунта" стало тихое и не предвещавшее потрясений принятие в конце декабря 2010г. поправок в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Новая редакция вводила на части водоемов России платные путевки за пользование услугами рыбалки на специально отведенных участках.
Предполагалось, что бизнес (в основном малый и средний) будет выигрывать эти участки по конкурсу, получать их в аренду на 20 лет, строить там базы для спортивно-любительского рыболовства и оказывать платные услуги. При этом услугой сама пойманная рыба не должна была считаться - платной должна была стать инфраструктура (лодки, снасти, проживание в домике рыбака). А где-нибудь на Камчатке в перечне таких услуг и вовсе вертолетная прогулка, так как по-другому в "рыбные места" не доберешься.
При этом статья 24 федерального закона "О рыболовстве" прямо гласила и гласит сейчас, что граждане РФ имеют право осуществлять спортивно-любительское рыболовство на объектах общего пользования свободно и бесплатно.
"И никто эту норму никакому сомнению не подвергает. Объекты общего пользования - это все водные объекты, которые находятся в государстве в муниципальной собственности", - утверждает А.Крайний. Водные объекты России включают 130 тыс. рек и 2 млн озер, поэтому определенные ведомством 6,5 тыс. участков под спортивно-любительскую рыбалку - это "капля в море". Остальные "дикие" места должны были оставаться бесплатными и доступными всем без всяких условий, так как платить на них просто не за что - услуг цивилизации не предусмотрено.
По сути, закон запретил платную рыбалку, а не наоборот. Но каждый рыбак понял, как понял, и рыболовы вышли на улицы. Дело дошло до премьера Владимира Путина, не раз демонстрировавшего свою любовь к такому виду отдыха. Он поручил Генпрокуратуре принять меры по обеспечению прав россиян рыбачить "по старинке" и объявил мораторий на конкурсы по распределению участков для организации платной рыбной ловли.
Все это вынудило и Росрыболовство по-новому взглянуть на действующий закон. Выявились "дыры" в документе и "перегибы на местах". В конечном итоге в Госдуме в конце марта 2011г. всплыл законопроект "О любительском и спортивном рыболовстве", который должен регулировать права и обязанности как рыболовов-любителей, так и арендаторов рыбопромысловых участков.
Однако в столь сложном вопросе воли одних народных избранников показалось мало, и 9 июля 2011г. премьер-министр РФ Владимир Путин поручил главе Росрыболовства обсудить документ в рамках "детища" премьера - Общероссийского народного фронта (ОНФ) на ресурсе zakon-fom.ru
В результате к настоящему моменту выработано более 600 народных редакций законопроекта. В обсуждении принимают участие более 2 тыс. рыбаков, хотя в стране любителей рыбной ловли гораздо больше — около 25 млн человек. Но, как говорят в Росрыболовстве, кто хочет — тот ищет возможности высказать мнение, а кто не хочет — ищет причины, почему он его не высказал.
Основной обсуждаемой идеей стала "фиш-карта", то есть карта рыбака — своеобразный аналог зарубежной практики, подобие существующего в России охотничьего билета и некое напоминание о членском билете общества рыбаков-любителей СССР.
Росрыболовство уже на этом этапе готово отказаться от формата путевок. "Теперь рыболовная база будет работать по прейскуранту, а не путевке", - пояснил А.Крайний. Ведомство готово отказаться и от конкурсного распределения участков под спортивно-любительскую ловлю, раз речь идет о единой фиш-карте. Сборы с нее могут идти в некий общественный фонд и тратится на поддержание в должном состоянии водоемов и разведение в них рыбы.
Особняком в этой модели будут стоять искусственные водоемы, которые предприниматель вырыл, обводнил и зарыбил. Это может быть и естественный водоем, который взяв в аренду на 25 лет и заключив соответствующий договор с органами рыбоохраны субъекта, бизнесмен очистил, облагородил и печется о запасах рыбы в таком пруду. В этих случаях плата будет браться и за выловленную рыбу. И, конечно, подчеркнул А.Крайний, так просто нельзя будет ловить особо ценные виды рыб, перечень которых определяется через ОДУ (общий допустимый улов).
Остальная рыбалка будет возможной теперь только по фиш-картам, если эта модель ляжет в окончательный вариант законопроекта. Так что если раньше плата предусматривалась только за пользование инфраструктурой на нескольких рыболовных базах, то теперь она будет за право ловить, даже в "диких" местах. Вот такой кульбит.
Конечно, за фиш-карту предусматриваются минимальные деньги. Но сколько — пока не ясно. "Это должна быть небольшая сумма, посильная для каждого гражданина", - уверен А.Крайний. К примеру, в Европе такая фиш-карта стоит в среднем 6-10 евро на год, но есть дополнительная плата за лов особых видов рыб.
Главное, что хочет получить от этой системы отраслевое ведомство — это внятная статистика по количеству рыбаков в стране. Пока же приходится оперировать примерными цифрами на основании продаж в магазинах для рыбаков-любителей, и поэтому диапазон оценок колеблется от 10 до 35 млн человек.
Следствием полученных сведений станет разработка подходов к легализации этой деятельности, так как в тени находится более половины реальных доходов от рыболовных баз. А деньги эти крайне нужны государству для восстановления и поддержания в должном состоянии российских водоемов, большинство из которых в плачевном состоянии.
Еще один вопрос — это нормы вылова. "Сейчас получается так, что под видом любительской рыбалки вылавливается промышленный объем рыбы, потом все эти "любители" продают ее сотнями килограммов", - сетует А.Крайний.
В Росрыболовстве предполагают, что нормы вылова стоит вводить по бассейнам, так как виды рыб, ее вес и ценность для Байкала одни, а для Волги другие. В среднем, прикидывает А.Крайний, такая норма может быть 5-10 кг в день на рыбака.
"Для рыбака процесс важнее результата, поэтому не нужно делать планку вылова высокой", - считает он. При этом глава ведомства напомнил, что в СССР ограничивалось даже число членских билетов для рыбаков, чтобы сдерживать нагрузку на водоемы.
Жаркие споры вызвал и вопрос выделения до 5% площадей водной поверхности (водоемов рыбохозяйственного значения) для передачи их предпринимателям – для развода рыбы. Однако в ходе обсуждения появились версии отказаться от рыбопромысловых участков и сделать все участки бесплатными и общедоступными.
Так, рыболов Александр Кардапольцев из Краснодара пишет: "Никаких 5%. Именно государство должно взять на себя функцию охраны водоемов и контроля за сохранение биоресурсов во всех естественных водных объектах и проводить эти мероприятия на научной основе. В свою очередь, рыболовы-любители обязаны бережно относиться к биоресурсам и жестко отвечать за браконьерство".
Однако специалисты с народом здесь не согласны. При недостаточности ресурсов у госрыбинспекции, именно пользователи рыбопромысловых участков за свой счет охраняют такие виды в водоемах от браконьерского и варварского лова, считает председатель правления фонда "Русский лосось" Геннадий Жарков.
Маловероятно, что это будут делать сами рыбаки. "Если пользователь не получит права регулировать условия вылова, то очень быстро участок будет обезрыблен", - предвидит Г.Жарков. К тому же придется учитывать, что есть много добросовестных предпринимателей, развивающих рыболовные базы, и нельзя лишать одним махом дела их жизни.
Однако какие бы нормы не были приняты в любительско-рыболовном законе, все равно потребуется контроль за их исполнением. Контролировать придется и "диких" любителей на наличие у них той же "фиш-карты" и соблюдение нормы вылова, и владельцев рыбопромысловых участков за достойное освоение участка. Так, А.Крайний упомянул случай, когда предприниматель построил "домик рыбака" и стал сам там жить со своими родственниками. Участок у него, разумеется отобрали.
В обсуждении возникает немало предложений увеличить число рыбинспекторов. Во времена СССР их насчитывалось только на территории России около 6 тыс. чиновников, сейчас - 2 тысячи. Рыбинспекторы не могут противостоять армии браконьеров, которые, как описывает глава Росрыболовства, прекрасно экипированы, снабжены мощными моторными лодками, GPS-навигаторами и все больше имеют межстрановую "кооперацию". На Волге можно встретить российско-казахские бригады браконьеров. А у рыбинспекторов – один потрепанный катер на 10 человек, и в целом изношенность техники - порядка 75%.
Недостаточно денег у рыбоохраны и для воспроизводства ресурсов. "Хватает денег только на особо ценные: на осетров, лососей. На сиг уже не хватает", - сетует А.Крайний. На мелиорацию также выделяется ничтожно мало денег: 75 млн руб. в 2011г., а нужно 3 года подряд выделять только на нижнюю Волгу и Ахтубу по 500 млн руб. Но в бюджете резервов на это направление нет.
В такой ситуации пришлось подключаться общественности: в России действует уже около 200 рыбинспекторов-общественников. Совместными усилиями государства и народа иногда удается приструнить браконьеров, и доносятся сведения, что многие волжские речные бандиты теперь сажают огурцы.
Именно поэтому, пожалуй, без активного включения легального бизнеса в организацию спортивно-любительского рыболовства и поддержания им российских водоемов в нормальном состоянии не обойтись. А коммерческий потенциал рыболовного "любительства" колоссален. Только в Астрахани доходы рыболовных баз оцениваются в 60 млрд руб. в год. Уже сейчас поступления в бюджет РФ от спортивно-любительского рыболовства, с учетом услуг инфраструктуры баз, продажи снастей и экипировки, составляют 25-28 млрд руб. в год, то есть наравне со сборами от промышленной рыбалки.