Тверской областной суд накануне начал рассмотрение по существу дела о подрыве поезда "Невский экспресс", совершенного в 2009г., жертвами которого стали 28 человек. Несмотря на то, что рассмотрение дела проходило в закрытом режиме, некоторые подробности происходящего в зале суда публикует сегодня "Коммерсантъ".
Как следует из материалов дела, непосредственными организаторами подрыва поезда "Невский экспресс" являлись Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский, и старший из семьи Картоевых - Тухан.
В конце августа 2009г. Тухан Картоев и его сообщник Батыр Толдиев, судьба которого до сих пор неясна, приобретя в ингушском селении Экажево ВАЗ-2114 за 175 тыс. руб., отправились на нем на разведку в Тверскую область, по которой проходит Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург. Для последующего минирования они выбрали 284-й км железной дороги - перегон между станциями Алешинка и Угловка.
Недели через две в Экажево с помощью подсудимых была изготовлена бомба на основе гексагеносодержащего взрывчатого вещества промышленного производства. СВУ спрятали в бензобак "Жигулей", однако на место теракта довезти бомбу им в боевом состоянии не удалось - бензин разъел пленку и испортил взрывчатку.
В следующую поездку взрывники отправились 22 ноября того же года. На этот раз с собой диверсанты взяли две бомбы. К гексагеновой добавилось СВУ, сделанное на основе двух гранат ВОГ-17 для подствольного гранатомета. Оба устройства они спрятали в тайниках, оборудованных в кузове ВАЗ-2114. Чтобы не попасться, поехали не через Северную Осетию, где тщательно досматривают машины из Ингушетии, а через соседнюю Кабардино-Балкарию.
Заминировав полотно и установив вторую бомбу неподалеку, под опорой ЛЭП, террористы вернулись в Экажево. Последующие подрывы, по данным следствия, осуществили "неустановленные лица".
Напомним, 27 ноября 2009г. в 21:25 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка - Угловка с рельсов сошли два последних вагона пассажирского поезда №166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Петербург. По основной версии правоохранительных органов, причина аварии - подрыв неустановленного взрывного устройства, мощность которого составила около 7 кг в тротиловом эквиваленте. Жертвами катастрофы стали 28 человек.