Новости
СМИ: Телевидение теряет политический и коммерческий потенциал
Общество | В России

Ближайшие кампании — президентская и думская — могут оказаться последними, когда телевидение будет играть главную пропагандистскую роль. Вслед за молодежью от телеэкранов к экранам компьютеров перемещаются и люди среднего возраста, пишет газета "Ведомости".

В сентябре 2010 г. — июне 2011 г. российский зритель старше четыре лет в среднем смотрел ТВ 229 минут в день — ровно столько же, сколько в сентябре 2007 г. — июне 2008 г., подсчитала TNS. Но объем телесмотрения стабилен за счет пожилых зрителей, указывает руководитель отдела аналитики и консалтинга TNS Ирина Суанова.

Быстрее всего ТВ теряет юных зрителей (4-17 лет), последние пять лет каждый сезон их телесмотрение уменьшается на 5-10 минут, продолжает Суанова, а в последнем — сразу на 20 минут. Но главное — заметно меньше времени у экранов стали проводить и люди среднего возраста, замечает она, пока это заметно в Москве и Петербурге, где высокое проникновение интернета, но распространится и на регионы.

"Мы уже несколько лет видим, как стареет аудитория, и с 2007 г. экспериментируем с контентом, стараясь привлечь более молодых и активных зрителей", — говорил в июне гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст: с 1 января 2012 г. канал начнет продажу рекламы по новой аудитории — 14-59 лет (сейчас — зрители старше 18 лет). По словам гендиректора "Видео интернешнл" Сергея Васильева, на контакт с аудиторией 14-59 лет рекламодатели тратят 95% бюджетов. Реклама на "Первом" по новой аудитории обойдется дороже, предупредили Эрнст и Васильев. С молодой динамичной аудиторией экспериментирует и ВГТРК.

Уход аудитории в сеть пока не скажется на рекламных доходах ТВ, уверена аналитик "Тройки диалог" Анна Лепетухина: отток еще невелик, а альтернативы крупнейшим каналам по охвату нет.

Ожидать, что власти изменят предвыборную тактику из-за оттока аудитории от телеэкранов, не стоит, считает политолог Валерий Хомяков, на выборах-2011 они по-прежнему будут делать ставку на "ящик" и административный ресурс, это может иметь обратный эффект, но власти это не осознают.

Иного мнения придерживается бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Основная масса людей, которые ходят на выборы, остается у телевизора, постоянные интернет-пользователи политически неактивны, а поскольку нет порога явки и графы "против всех", такая пассивность на руку партии власти. Но тенденцию оттока телеаудитории власти видят и пытаются активнее работать с интернет-средой, с самими поисковиками, приглашают в Кремль блогеров и открывают все новые интернет-порталы, замечает Волин.