На канале "Россия-Культура" стартовал 20-серийный фильм Николая Досталя "Раскол". Картина повествует о церковном расколе в России в XVII веке. Этот проект считается одним из самых масштабных и дорогих. На его производство было затрачено $10 млн, при почти полном отсутствии "звезд" – режиссер специально пригласил на главные роли актеров из провинциальных театров.
Николай Досталь взялся восстановить историческую правду. "У нас же как? Вот XVII век. Вот все, что было до этого – Иван Грозный, Минин и Пожарский, Смута – это как-то известно. А потом как-то сразу перепрыгиваем к Петру Первому", - говорит кинорежиссер, народный артист России Николай Досталь.
Несколько лет назад Досталь снимал фильм "Завещание Ленина" о Варламе Шаламове. Наткнулся на его поэму "Аввакум в Пустозерске". Сосланный в лагеря Шаламов повторил судьбу духовного писателя XVII века. События четырехсотлетней давности, считает Досталь, предопределили все, что происходит сейчас.
"Тот раскол, который произошел не только в Церкви, а в обществе, на Руси, среди людей. Раскол же может быть между бедными и богатыми, между властью и народом", - говорит Досталь.
Режиссер читал летописи и труды академика Лихачева, в музеях Кремля изучал костюмы. Советовался со старообрядцами. Люди, которые живут закрытой общиной, не слушают радио и не смотрят фильмов, одобрили сценарий и даже пригласили актеров на службу в храм - научили петь псалмы.
20 серий - от воцарения Алексея Михайловича до смерти следующего царя Федора Алексеевича. В центре сюжета – противостояние двух исторических личностей.
Патриарх Никон реформирует Церковь. "Редактирует" Священное писание, заставляет креститься тремя перстами. Жестоко преследует ревнителей старой веры. Лидер которых - протопоп Аввакум. Оба – гонитель и гонимый – для Досталя равно трагические фигуры. И каждый по-своему прав.
"Цель была благая у всех – объединить православный мир под скипетром российского патриарха. Потому что он всегда стоял на пятом месте: Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и потом только наш, русский. Те патриархи были под игом Османской империи. Цель была поэтому правильной. Но средства были неправильные – кровью, силой", - уверен Досталь.
Никон – Валерий Гришко – из Самарского театра драмы. Аввакум – из Екатеринбургского. "Александр Коротков, - говорит Досталь, - стал для меня как Солоницын для Тарковского в "Андрее Рублеве".
"Человек вроде рисуется таким старцем, суровым, с пронизывающим взглядом. А когда читаешь его житие, понимаешь, что человек - с огромным чувством юмора, то есть работа его, житие - это труд XVII века, написано соответствующим языком, вроде сложно читать, но я смеялся, когда читал, это было забавно. И у меня огромное уважение к этому человеку появилось", - рассказывает Александр Коротков.
Рекордный для сериала бюджет – больше $10 млн, натурные съемки от московского Кремля до Кандалакши, от Соловков до Вологодчины. Николай Досталь говорит: это самый сложный проект в его карьере, передает портал "Вести.RU".