По предварительной оценке Центробанка, в IV квартале 2011 года из России утекло $37,8 млрд. Это больше, чем за весь 2010 год, когда за рубеж было выведено $33,6 млрд. Годовой же результат превысил официальные прогнозы: на итоговом заседании правительства в конце 2011 года Владимир Путин оценивал отток капитала в $80 млрд. По факту же он составил $84,2 млрд. Это рекордная цифра за последние 17 лет, если не учитывать кризисный 2008 год, когда из страны ушло $133,7 млрд.
По мнению экспертов, такая огромная сумма набежала за счет сложностей с кредитованием, которая возникла в прошлом году у российских компаний. Из-за долговых проблем Евросоюза сильно сократилась ликвидность на рынках, то есть свободных денег стало значительно меньше.
"В IV квартале частные компании должны были выплатить по кредитам порядка $14 млрд, — поясняет главный стратег ФГ БКС Максим Шеин. — А возможностей для их рефинансирования фактически не было. Вот и получилось: компании долги вернули, а взять следующие займы не смогли — отсюда и "нарисовался" отток капитала".
На отток капитала из России повлияло не только физическое отсутствие денег, сказалась и неуверенность инвесторов, которые и в условиям стабильного рынка не очень-то доверяют российским заемщикам, пишут "Известия".
Главный экономист банка ING Russia Дмитрий Полевой согласен с тем, что, поскольку инвесторы нервничали из-за ситуации в Европе, зачастую для российских компаний доступ к фондированию был закрыт, и они не имели возможностей для рефинансирования кредитов. Но в этом для российской экономики есть и положительные моменты: когда компании гасят свой внешний долг, они снижают зависимость от колебаний курсов валют и внешних источников финансирования.
Кроме того, желание оставить капиталы за пределами страны у компаний укрепилось за счет роста прибылей: они увеличились, а вложить средства в России по-прежнему некуда. Неблагоприятный инвестиционный климат так и остался одной из наших актуальных реалий. По словам руководителя управления макроэкономического анализа "ВТБ Капитала" Алексея Моисеева, в прошлом году российские компании благодаря экспорту заработали на 30% больше, чем в 2010-м. А это около 100 млрд рублей. Инвестиции же шли в основном за границу: в покупку активов и депозиты в зарубежных банках.
"Во многом сумма оттока — это деньги, которые российская экономика просто не могла переварить самостоятельно, — считает Моисеев, — ведь чистый приток прямых инвестиций составил $48,5 млрд, это на треть больше, чем годом ранее.
С плохим инвестиционным климатом высокий отток капитала ранее связывал и первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. В конце прошлого года он заявлял журналистам, что "в условиях высокого положительного сальдо платежного баланса и неразвитой инфраструктуры отток капитала из России закономерен".
Помимо экономических причин некоторые эксперты выделяют и политические: новый предвыборный цикл, некоторую политическую напряженность и сопутствующую им неуверенность в завтрашнем дне как у граждан, так и у компаний. Директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева настораживает, что столь высокий отток капитала происходит при формально растущей экономике.
"Это говорит только об одном: тихой гаванью Россия не является, — уверен он. — И как только обострилась политическая нестабильность, увеличились политические риски, деньги рекой потекли за рубеж".
Кроме того, сказался и психологический фактор. Традиционное недоверие к рублю и привычка держать сбережения в долларах или евро сыграли с гражданами злую шутку. В 2011-том у россиян рухнули представления о надежных валютах. И это внесло свою лепту в процесс ухода денег из России.
"Для многих совершенно непонятно, в какой валюте сохранить заработанные деньги, — говорит главный экономист УК "Открытие" Владимир Тихомиров, — поэтому часть оттока была связана с переводами физических лиц, которых привлекла, в частности, дешевеющая из-за долгового кризиса недвижимость в Европе".
Как бы там ни было, банковский регулятор, как всегда, склонен к оптимизму. По прогнозам ЦБ, в 2012-м чистый отток капитала уменьшится. Правда, произойдет это не за счет улучшения инвестиционного климата, а благодаря росту внешних заимствований. Так, в случае если цена на нефть упадет до $75 за баррель, ожидается, что отток частного капитала составит $25 млрд. При стоимости барреля в $100 — $10 млрд. А если цена на нефть поднимется до $125 за бочку топлива, ЦБ ожидает "уравновешенные трансграничные потоки частного капитала", то есть нулевое сальдо платежного баланса.