Новости
Совет финансового рынка формирует свои предложения по реформе: миссия мегарегулятора - развитие рынка, а не надзор за ним
Экономика | В России

Совет финансового рынка формирует свои предложения по реформе финансового надзора в РФ и идее передачи в Банк России части надзорных полномочий ФСФР и создания в ЦБ мегарегулятора. Представители рынков готовы защищать себя от распространения под флагом консолидации госрегулирования особенностей банковского надзора на весь финансовый рынок.

Вчера в здании объединенной биржи РТС-ММВБ состоялось заседание Совета финансового рынка, на котором участники обсуждали вопрос грядущего реформирования системы органов регулирования и надзора, пишет "Коммерсантъ".

До этого участники собирались в пятницу, 5 октября, с той же целью. Вчера же представители союзов и объединений финансового рынка договорились о принципах, которые лягут в резолюцию совета, после чего документ станет общедоступным и будет направлен в органы власти. По сути, это станет официальной позицией совета, оппозиционной известным сейчас планам правительства по объединению финансового надзора на базе ЦБ.

Рабочие материалы совета демонстрируют, что, по крайней мере, на этом этапе у совета нет прямого намерения лоббировать торможение проекта мегарегулятора: идея совета заключается в том, что просматривающийся сейчас сценарий передачи полномочий ФСФР в Банк России рынком считается неприемлемым с точки зрения рисков резкого ужесточения госрегулирования финансовой сферы. 

В первую очередь совет не скрывает, что рассматривает возможность призвать входящие в него организации создать единое мнение по вопросу реформы надзора — очевидно, дополняющее правительственные разработки и оппонирующее им, предположительно — учитывающееся при разработке концепции. Совет обсуждает идею предложения правительству и ЦБ "хартии" с общественными организаторами по вопросу реформы.

В рамках проекта совет будет отстаивать идею закрепления роли финансовых СРО в будущем регулировании рынка. Еще одна инициатива, сейчас в Белом доме не поддерживающаяся,- объединение в едином органе (на деле - в "большом ЦБ") нормотворческих функций, по крайней мере для некредитных финансовых организаций, и единого пруденциального надзора за финансовыми конгломератами. По существу будущее требование совета - создание мегарегулятора в "промежуточных" вариантах - недопустимо: идея метанадзора, неявно закладываемая в его функции, должна быть реализована полноценно. Или же от ее реализации следует временно отказаться: компромиссные варианты будет оплачивать финансовый рынок своими потерями.

Ключевое предполагаемое разногласие совета с разработчиками проекта мегарегулятора в ЦБ и ФСФР выражается в следующей цитате из рабочих материалов: "Миссия "нового" регулятора — развитие рынка, а не надзор за ним". Создание мегарегулятора на базе ЦБ предсказуемо не нравится финансистам именно из-за жесткости банковского надзора в РФ.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин ранее отмечал в интервью Накануне.RU, что такой мегарегулятор должен создаваться только на базе правительства. "Чтобы национальный банк контролировался, чтобы это вело к определенной степени влияния правительства, которое отвечает перед обществом, а не Банка России, который строго говоря, перед обществом не отвечает", - говорил тогда Михаил Делягин.

В целом же, по мнению руководителя Института проблем глобализации, создание мегарегулятора повысит эффективность государственного регулирования экономики, но не изменит характер этого регулирования.

"Это техническая мера, но не принципиальная. Если это будет создаваться на основе Банка России, то это может привести к снижению эффективности государственного контроля. Я думаю, что мегарегулятор должен создаваться подконтрольным правительству. Безусловно, ведь здесь будут очень сложные юридические отношения - прописывание взаимодействия с банком России, но все люди вменяемые и все специалисты разумные. Если создать совместную комиссию, она за пару месяцев работы все спорные вопросы решит при помощи компромисса. А остальные проблемы будет решать по мере их возникновения. Потому что будет прописана процедура, которая не будет подрывать независимость Банка России, и при этом будет обеспечивать согласованность действий. Здесь вопрос об увеличении степени координации", - отметил Делягин.