Новый закон о промышленной безопасности правительство рассмотрит на одном из ближайших заседаний, пообещал вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с членами экспертного совета при правительстве. Нужно освободить бизнес от чрезмерной нагрузки, призвал он: "Где-то необходим режим строгого беспрерывного наблюдения, а где-то достаточно плановых проверок", - цитирует премьера Интерфакс.
Как пишет газета "Ведомости", сейчас в России существует 288 598 особо опасных объектов, это почти в 30 раз больше, чем в ЕС. По действующему с 1997 года закону одинаковые требования распространяются на все предприятия - от атомных станций до складов.
Подготовленный Ростехнадзором с участием бизнеса проект закона делит опасные объекты на четыре категории. В первую войдет только 1298 предприятий (экспертная оценка) - на них будут распространяться действующие правила. "Они достаточно жесткие", - подчеркивает министр по координации работы "открытого правительства" Михаил Абызов. Во вторую - 7,5 тыс. объектов, в третью - 93 тыс., остальные — в четвертую.
Жесткость надзора, в том числе количество проверок, будет зависеть от категории объекта. Для первых трех сохранится лицензирование (для химически опасных, а также где есть угроза пожара или взрыва), для последней плановые проверки будут проводиться раз в три года. Предприятиям четвертой категории придется лишь страховать гражданскую ответственность и отчитываться в электронной форме о производственном контроле, запуск производства будет носить уведомительный характер.
Ростехнадзор по проекту лишается права выдавать разрешения на применение технических устройств на особо опасных объектах, будет сокращен перечень работ, подлежащих экспертизе (например, за счет документации капитального ремонта). Ожидается, что закон заработает весной 2013 года, перерегистрировать предприятия для присвоения им одной из категорий нужно будет до 2015 года.
Сейчас прямые расходы бизнеса на одни экспертизы составляют 60 млрд руб. в год, из них можно сэкономить 18 млрд руб., говорится в презентации Козицына, а косвенные — значительно выше. Устаревшие требования к промышленной безопасности обходятся бизнесу в сумму до 30% от стоимости инвестиционных проектов, утверждается в презентации, при промышленных инвестициях примерно в 4 трлн руб. в год - т.е. более 1 трлн. По его мнению, только в первый год можно сэкономить 100 млрд руб. "Расходы могут быть даже выше: приходится использовать специальные технологии, учитывать требования при размещении объекта, а если он не соответствует нормативам, то нужно выработать специальные технические условия, процесс может занять до 1,5 года", - рассказывает представитель НЛМК Антон Базулев.
Нормативная база в системе промышленной безопасности действительно сильно устарела, соглашается представитель ЛУКОЙЛа: ряд нормативов были приняты еще во времена СССР, но сейчас изменились материалы и оборудование. "Современный НПЗ в Западной Европе занимает площадь в несколько гектаров, а аналогичное производство по мощности и выпуску продукции в России - в десятки гектаров именно из-за требований по промбезопасности", привел он пример.
Подготовленный проект решает часть проблем, но систему можно совершенствовать и дальше, сокращая число объектов, относящихся к опасным, считает Базулев: работа подавляющего большинства объектов должна регулироваться техническими стандартами и внутренними процедурами предприятия. "Изменения пойдут не в ущерб безопасности, а скорее ее повысят, как произошло в Европе", - заключает он.