Новости
Нефтяники нашли оправдание не строить НПЗ в России - это устаревшие нормы промышленной безопасности
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | В России

В правительстве в скором времени собираются рассмотреть новый закон о промышленной безопасности, это позволит бизнесу сэкономить до 30% от инвестпроектов. Как ранее сообщало Накануне.RU, Дмитрий Медведев считает, что бизнес нужно освободить от чрезмерной нагрузки. "Где-то нужен режим строгого беспрерывного наблюдения, а где-то достаточно только плановых проверок", - отметил премьер. Представители ЛУКОЙЛа говорят, что нормативная база в этой сфере сильно устарела, еще со временен СССР. "Современный нефтеперерабатывающий завод в Западной Европе занимает площадь в несколько гектаров, а аналогичное производство по мощности и выпуску продукции в России - в десятки гектаров именно из-за требований по промбезопасности", - приводят они пример. По сути, нефтяники выступили с оправданием своего нежелания строить НПЗ на территории России. Впрочем, эксперты не вполне согласны с таким подходом. 

Старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин считает, что устаревшая нормативная база действительно частично служит оправданием для нефтяников, которые решают не строить НПЗ в России, а вывозить нефть за границу, а потом ввозить готовые нефтепродукты из-за рубежа. "Не стоит забывать и о масштабах. В Европе площади меньше, а у нас чаще всего строятся именно крупные заводы", - говорит Олег Душин.

Еще один эксперт из ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских отмечает, что различного рода технические регламенты и законы о промышленной безопасности - это "сложные материи".

"Формально можно принять законы и подзаконные акты, например, как было сделано по техническому регламенту Евро-3, Евро-4 и т.д. Но реально перестроить заводы или построить новые, старые закрыть, это очень капиталоемкое дело, поэтому здесь будет сложная борьба. Но все равно необходимо разными побудительным действиями, вместе с улучшением качества топлива, делать так, чтобы имеющиеся НПЗ становились более современными. Это совершенно непростое дело", - пояснил Накануне.RU свою точку зрения Подлевских.

По его мнению, сейчас имеется в какой-то мере тренд на строительство НПЗ. "Ведь мини-НПЗ уже существуют. Но все-таки, я думаю, что пока здесь еще не достигнута критическая масса, чтобы побудить те же нефтяные компании вкладывать огромные средства и тратить большое количество времени на сооружение НПЗ. Это колоссальная нагрузка, и чтобы в нее ввязаться, нужны очень четкие понимания, что нефтяная компания от этого выиграет, сколько и когда", - считает эксперт.

Аналитик добавляет, что в нашей стране мини-НПЗ присутствуют почти везде. Он также напомнил известный факт, что бензин из чеченской нефти получали даже в условиях войны.

"Когда НПЗ перерабатывает десяток миллионов тонн, то это нормальное, профильное НПЗ. А когда речь идет о тысячах, сотнях тысяч тонн, это обычно квалифицируют как мини-НПЗ. Такие мини-НПЗ они имеются. Другое дело, чтобы здесь тоже было современное производство. Например, из чеченской нефти получали "прямогонный" бензин и только. Но современные предприятия - мини-НПЗ - могут производить глубокую переработку, в том числе и крекинг. Но, правильнее задумываться о больших профильных заводах с переработкой в миллионы тонн", - заявил Николай Подлевских.

Дарья Вдовиченко