Группа экспертов под руководством еврокомиссара Карела де Гюхта и торгового представителя США Рона Кирка готовится к концу этого года представить доклад о перспективах создания зоны свободной торговли между ЕС и США.
Переговоры могут начаться уже весной следующего года, а вступление соглашения в силу ожидается к середине 2014 года. Как пишет "Коммерсант", инициатива сама по себе не нова, еще в 2006 году Ангела Меркель высказывалась за создание трансатлантической зоны свободной торговли как альтернативы единому международному соглашению (разработка которого велась в рамках раунда переговоров в Дохе, однако не привела к каким-либо заметным итогам). Меркель тогда отмечала, что подобная мера была бы "в общих интересах сторон", однако лишь теперь ради стимулирования экономического роста стороны, как отмечают эксперты, могут перейти к конструктивному диалогу.
В ЕС, как ожидается, будут настаивать на самом широком варианте соглашения, покрывающем и торговлю услугами, и доступ компаний к госзаказу. Однако ряд наиболее острых вопросов в торговых взаимоотношениях ЕС и США, вероятно, будет исключен из договора о ЗСТ. В первую очередь это касается сельского хозяйства (в США уже 15 лет действует запрет на ввоз европейской говядины из-за подозрений в бешенстве, а ЕС не допускает к ввозу курятину, очищаемую хлором), не менее напряженная борьба ведется и в авиапроме (в части госсубсидирования отрасли). В сфере услуг разногласия затрагивают применение интеллектуальных прав и конфиденциальности электронных данных.
Между тем собственно пошлины и сейчас находятся на низком уровне - в среднем всего 3%, основным же препятствием в торговле служат различия в регулировании и стандартах, а также нормах защиты потребителей. Так, по оценкам Торговой палаты США, отмена тарифов позволит нарастить оборот взаимной торговли на $120 млрд за пять лет. В Еврокомиссии же подсчитали, что снятие хотя бы половины действующих нетарифных ограничений выразится в 0,7% прироста ВВП в ЕС и 0,3% - в США. Эксперты также отмечают, что создание ЗСТ вынудит правительства стран ЕС применять более гибкое регулирование рынков капитала и труда, так как в противном случае европейские компании окажутся менее эффективными, чем их американские конкуренты.