Новости
Укрупнение "Роснефти" за счет ТНК-ВР: Дворкович вставляет "палки в колеса"
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Сибирский ФО | Уральский ФО | В России

"Роснефть" может стать "нефтяным Газпромом" 

"Роснефть" собирается стать полноправным владельцем ТНК-ВР. В среду иностранные СМИ сообщили со ссылкой на свои источники, что AAR и "Роснефть" заключили предварительное соглашение о продаже доли консорциума в ТНК-ВР госкомпании за 17 млрд фунтов стерлингов (около 28 млрд долларов), а сегодня этот вопрос прокомментировали правительственные чиновники, обнаружив несовпадение позиций.

Сейчас по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR (25% — "Альфа-групп", по 12,5% — "Ренове" и Access Industries). У госкомпании есть намерение купить акции ТНК-ВР у обоих владельцев более чем за 50 млрд долларов (за 28 млрд долларов у AAR и за 25 млрд долларов у BP).

Окончательное решение о продаже пакета топ-менеджеры BP должны принять завтра. Доля компании оценивается в 25 млрд долларов, "Роснефть" намерена расплатиться деньгами и акциями.

Отметим, что глава Минэнерго Александр Новак не видит угрозы для рынка в такой сделке. Он считает, что "возможная покупка "Роснефтью" российско-британской ТНК-ВР не нарушит конкуренцию на рынке". По его словам, "есть еще ВР, есть другие акционеры, вполне нормальная рыночная структура, не будет монопольного положения, там достаточно большая конкуренция на большом рынке", - передает слова Новака РИА Новости. 

Между тем, вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович выступает против расширения участия государства в экономике, в том числе путем покупки частных компаний. Дворкович отмечает, что "Роснефть" не обращалась в правительство за согласованием покупки доли AAR в ТНК-ВР. "Никаких обращений о согласовании пока не было, по крайне мере, формальных", - сказал он, отметив, что подобная сделка требует одобрения правительства и выпуска соответствующей директивы, поскольку "речь идет о больших суммах".

По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, Дворкович выступает против этой сделки по идеологическим соображениям. "Дворкович является представителем либерального клана, который считает, что государство должно быть более слабым. А "Роснефть" - это все-таки государственная компания, поэтому Дворкович, выступая против государства, на которое он работает, естественно выступает против его усиления и увеличения его роли. Кроме того, либеральный клан противостоит клану Сечина, соответственно, усиление и расширение "Роснефти" означает усиление клана Сечина. Поэтому Аркадий Дворкович против", - рассказал Делягин Накануне.RU.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

По словам Михаила Делягина, вице-премьер может достаточно эффективно насовать "палки в колеса" и препятствовать этой сделке. "И нужно понимать, что Дворкович не сам по себе, за ним стоит премьер Медведев", - говорит Делягин.

По мнению другого эксперта, начальника аналитического отдела ИК "Церих кэпитал менеджмент" Николая Подлевских, не стоит переоценивать противостояние Сечина и Дворковича для возможного расстройства этой сделки.

"У правительства есть соображения, которые там будут использовать для контраргументов, что это будет слишком большая компания, что пойдет монополизация рынка, будет слишком большая концентрация рынка нефтепродуктов и т.д. Но, скорее всего, глава государства уже сделку одобряет, судя по разным источникам. И доводы противников сделки неочевидны. То, что глава минэнерго уже отметился и выступил по существу "за", означает, что очевидных противоречий и препятствий нет", - говорит Подлевских.

Михаил Делягин в ответ на аргумент, что любое укрупнение нарушает конкуренцию на рынке, говорит, что "наш рынок и так высоко монополизирован".

"Дополнительный шаг к укрупнению действительно не ухудшит ситуацию с монополизмом. В целом, уровень конкуренции определяется не только количеством крупных игроков на этом рынке, но и государственным регулированием. Поэтому если госрегулирование будет эффективным, то дальше даже две корпорации могут находиться в конкурентных условиях и смогут поделить рынок, если государство за ними будет смотреть. С другой стороны, российские нефтяные бизнесы работают в первую очередь на мировой рынок, а это рынок достаточно жестокий, и на нем нужно иметь хорошие позиции, а для этого нужно быть крупным", - заявил Делягин. 

"Хочу заметить, что ТНК-ВР - это компания, раздираемая длительными конфликтами. Это компания, которая в силу того, что акции были поделены 50/50, была генератором скандальных новостей достаточно долгое время, и если этот постоянный бизнес-конфликт удастся погасить любым способом, то это хорошо. Если же удастся погасить, да еще и сделать российскую компанию крупнейшей нефтяной компанией мира, то, с точки зрения интересов России, ничего плохого в этом не вижу. Конечно, будут проблемы с управляемостью "Роснефти", но, я думаю, что за счет эффектных масштабов их удастся решить", - добавляет Делягин. 

Старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов, говоря о планирующейся сделке, отмечает, что здесь, как и в любой сложной экономической проблеме, есть положительные и отрицательные стороны. 

"Положительные в том, что если "Роснефть" станет крупной нефтяной компанией, ей станут доступны большие средства и больше возможностей, больше капитальных инвестиций. Она станет сильным игроком, перед ней откроются широкие перспективы освоения шельфа, Восточной Сибири, международные нефтяные проекты", - говорит Агибалов.

Усть-Тегусское месторождение ТНК-ВР|Фото: Накануне.RU

"С другой стороны, если смотреть на российский нефтегазовый сектор, в частности на сегмент нефтепереработки, то у нас уже сейчас существует сильная монополизация региональных рынков. В этой связи, если проекты и активы ТНК-ВР переходят к "Роснефти", то у нас монополизм на региональных рынках в стране возрастет еще больше. Это, конечно, принесет очень большие риски, соответственно, ценообразование на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. Надо сказать, что российская ФАС всячески пытается бороться с монополизмом на нефтяном топливом рынке, но его борьба не очень эффективна, успехи крайне малы", - считает он. 

Между тем, Николай Подлевский напоминает, что конкретики по этой сделке нет. "Нельзя быть даже на 50% уверенным, что это произойдет. Многие уже даже официально объявленные сделки не состоялись, по тем или иным причинам. А в данном случае речь идет лишь о финальных договоренностях", - отмечает эксперт.

По его мнению, сделка может не состояться, в том числе, по причине того, что стороны не смогут договориться о доле денежной компенсации за продаваемый пакет. Например, "Роснефть" будет настаивать на достаточно большой величине пакета акций, а продавцы готовы будут видеть большую долю денег в оплате. Еще одной банальной причиной срыва соглашения может стать тот факт, что "Роснефть" не сможет найти на финансовом рынке достаточного количества денег для оплаты сделки.

"Если компания станет больше, то по привлечению денег это очевидный плюс. Но у компании появится очень большой долг. Эта обреченность будет в известной степени уравновешивать увеличение компании. На нашем рынке я думаю, что это будет плюсом, если говорить интегрально, потому что у нас сейчас на повестке дня - разработка крупных шельфовых месторождений и до сих пор не возникало какой-то рабочей конфигурации, которая могла бы стать инструментом для таких проектов", - поясняет Николай Подлевских. 

"В целом это будет правильным решением, если "Роснефть" купит ТНК-ВР. Нам нужно создать яркий международный бренд на нефтяном рынке, который был бы сопоставим с брендом Газпрома. Это было бы здорово", - заключает Подлевских. 

Дарья Вдовиченко