Новости
На "Russian Internet Week" рассказали, кто такой интернет-пользователь
Наука и техника | Центральный ФО | В России

В Москве проходит "Неделя российского интернета" (Russian Internet Week, RIW), в рамках которой было опубликовано первое исследование экономики Рунета, показавшее значительный объем рынка и хорошие темпы роста интернет-бизнеса. А на самом RIW первую же секцию посвятили второй составляющей интернета — людям.

Об исследовании аудитории пишет МедиаАтлас со ссылкой на Lenta.ru. На церемонии открытия RIW-2012 глава Минкомсвязи Николай Никифоров остановился не только на значительном росте Рунета как бизнеса, но и на проникновении интернета в жизнь россиян: уже сегодня, заметил министр, доступ к Сети имеет половина российских семей. Целью же государства является провести интернет почти в каждую семью. Эту оговорку — "почти" — он объяснил тем, что широка страна наша родная и много в ней труднодоступных населенных пунктов.

О том, кто же из россиян сидит в интернете, рассказали представители двух исследовательских групп — Светлана Петухова из Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) и Владимир Щипков из TNS. Исследователи решили не просто вывалить на зрителей ворох сухих цифр, но и дополнить их интересными выводами. Один из самых занятных, конечно, заключается в том, что трети россиян решительно наплевать на то, заблокируют ли у нас в стране интернет (и уж тем более YouTube).

Такая точка зрения, разумеется, популярна среди людей старшего возраста и (или) тех, кто редко пользуется интернетом и не сидит в соцсетях. Тем не менее, 21 процент респондентов в возрасте от 18 до 25 лет тоже заявили, что ничего не потеряют от блокирования Сети. Те же, кого судьба интернета волнует, опасаются, что без доступа к Сети они не смогут общаться с многими знакомыми и получать нужную информацию. Но практически никто, с гордостью отметила Петухова, не признался, что будет скучать по интернету из-за невозможности скачивать пиратские материалы.

Говоря о старшем поколении, нельзя не отметить, что в течение последних четырех лет Рунет в основном прирастает именно за счет пользователей в возрасте от 35 лет и старше. Для сравнения, с лета 2010-го по лето 2012 года среди впервые подключившихся к Сети доля молодежи (18–24) составляет всего восемь процентов. Если же смотреть на гендерный состав, то последние шесть лет Рунет растет благодаря женщинам, доля которых уже составляет 55 процентов-то есть соответствует общему соотношению по стране.

По прогнозу ФОМ, к лету 2013 года число пользователей интернета в России вырастет до 66–67 процентов от населения страны. Пока же, отметила Петухова, в 25 регионах наблюдаются ускоренные темпы роста интернета, в 24-х — "нормальный" темп, а еще 25 регионов эксперт назвала "отстающими". Именно в этих "резервных" субъектах федерации, по словам Петуховой, ожидается существенный прирост новых пользователей Сети.

Выступление Щипкова из TNS было посвящено поведению пользователей в интернете. Он отметил, что средний российский пользователь за месяц посещает 137 сайтов, хотя есть и несколько процентов тех, кто заходит на сотни ресурсов. Причем самые молодые (в возрасте 12 — 24 лет) посещают в среднем столько же сайтов, сколько и люди постарше, но ведут себя там активнее — просматривают около 7,5 тысячи страниц против 5,1–5,5 тысячи у тех, кому больше 25 лет.

Топ-5 самых популярных российских сайтов сюрпризов не принес: это "Яндекс", Mail. Ru, Google и соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники". Зато распределение по группам ресурсов показало, что, к примеру, новостные сайты с трудом попали в десятку — выше них оказались блоги, ну, а на первых строчках ожидаемо разместились соцсети, поиск, почта и видеоресурсы.

Лидируют соцсети и по объему времени, отнимаемому у пользователей: из средних 112 минут в сутки 53 уделяются именно им, 17 — просмотру видео, а еще 15 минут — сайтам знакомств (причем последние особенно популярны у людей в возрасте от 35 до 54 лет). Россияне, это отмечалось и раньше, привыкли сидеть сразу в нескольких социальных сетях — только 14 процентов зарегистрированы в какой-нибудь одной. Больше всего таких "эксклюзивных" пользователей у "ВКонтакте" — около 4,8 миллиона человек. У "Одноклассников" их 2,1 миллиона, а Facebook, стыдно сказать, имеет наравне с "Моим Миром" по 400 тысяч "однолюбов".

По всей видимости, памятуя об апрельском исследовании TNS, по данным которого "Яндекс" обогнал "Первый канал" по ежедневным просмотрам, Щипков решил сравнить теле- и интернет-аудитории. Оказалось, что даже молодежь смотрит телевизор в полтора раза дольше, чем проводит в Сети, а среди россиян в возрасте от 25 и выше разрыв получается трехкратный. Единственное, в чем выигрывает интернет, это охват молодежной аудитории (в возрастной категории 12–24): 86 процентов "интернетчиков" против 56 любителей телевизора. При этом хотя бы раз в месяц телевизор смотрят 99 процентов населения, тогда как у интернета этот показатель составляет 63 процента (что, к слову, значительно выше 51 процента по данным ФОМ). Но все же медийно активная аудитория, заметил Щипков, смещается в сторону интернета: полтора часа в день и более у телевизора проводят 55 процентов россиян, а в Сети — сравнимые 44 процента.

Не обошли на RIW вниманием и мобильный интернет. Щипков указал на значительный рост этого сегмента — в Москве, например, обычный интернет есть у 7,1 миллиона человек, а мобильный — у 3,1 миллиона. При этом прирост первого за год составил 17 процентов, а второго — 39 процентов. Похожая ситуация складывается в целом по России. Радужную картину подпортил только Алексей Беляев из «Видео-интернешнл», заявивший, что уровень проникновения мобильного интернета в России соответствует европейскому уровню шестилетней давности.

Оптимистичность оценок и прогнозов вообще была характерна для секции об аудитории Рунета. Только Ксения Карякина из Google остановилась на законодательных инициативах, которые могут помешать нормальному развитию интернета и интернет-проектов. Сюда вошли и благополучно забытые американские SOPA и PIPA, и европейская ACTA, и российский ФЗ-139, вводящий с первого ноября крайне спорный реестр запрещенных сайтов. Позитивная динамика — это, безусловно, прекрасно, но несколько озадачивает, что представители интернет-отрасли на отраслевом же мероприятии не уделяют достаточного внимания тому, что коснется всех уже в ближайшее время. Неужели их успокаивает, что две трети россиян горячо приветствуют и сам реестр, и перспективу введения в Рунете цензуры?