Новости
Владимир Путин откровенно о сделке "Роснефти" и BP: у нас был сложный выбор, но мы согласились. Это обеспечит прозрачность деятельности "Роснефти"
Экономика | В России

Президент Владимир Путин встретился за ужином с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай" и рассказал о текущей ситуации в российской экономике, возможных сценариях экономического развития страны, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля.

Во время встречи участники клуба могли задать главе государства свои вопросы, а сам президент в начале мероприятия пообещал, что "постарается ответить на все вопросы, которые еще остались неясными".

Один из самых известных в Германии политических экспертов по России Александр Рар решил выяснить у Владимира Путина "видение по энергетической политики России и глобальных трендов в мире, а также попросил прокомментировать консолидацию российского нефтяного рынка через "Роснефть" и события, которые вокруг нее происходят".

Владимир Путин постарался быть кратким, отвечая на первую половину вопроса Александра Рара. В частности, он отметил, что "мы 50 процентов бюджета наполняем за счет реализации нефтегазовых товаров".

"Но если пересчитывать на ВВП в целом, то доходы нефтегазового сектора сокращаются. И мы планируем, что доходы нефтегазового сектора по отношению к ВВП будут сокращаться и дальше. Мы исходим из того, что такая экстенсивная модель развития экономики, основанная на минеральных ресурсах, в значительной степени себя исчерпала. Но, естественно, если цены держатся достаточно высокими, было бы странно, если бы мы продавали свое сырье ниже мировых цен. Это нелепо просто. А если мы продаем их по мировым, по высоким ценам, то, соответственно, и получается наполнение федерального бюджета за счет этих источников. Это естественная вещь", - сказал президент.

"В то же время мы сокращаем расходы бюджета, которые получаем за счет нефтегазового сектора…Обращаю ваше внимание, что мы и в прошлом году планировали небольшой дефицит, и в этом году планировали небольшой дефицит. В прошлом у нас был профицит 0,8 процента, и в этом году за январь-август текущего года у нас тоже профицит, скорее всего, будет и год с профицитом сверстан. Но все-таки будем исходить из того, что тратить будем исходя из 91 доллара за баррель, в 2014 году – исходя из 92 долларов за баррель, в 2015 году – исходя из 93 долларов за баррель. В общем, мы будем вести себя очень аккуратно, сдержанно, а когда мы сокращаем доходную часть и, соответственно, расходную, естественно, это побуждает все другие отрасли выстраивать свою работу по гораздо более эффективным сценариям", - заявил Путин.

Что касается "Роснефти", Владимир Путин откровенно сказал, что и у него, и у правительства было смешанное чувство.

"Первое. Что было в минусе? В минусе было то, что компания с преимущественно государственным участием увеличивает свое присутствие на рынке за счет иностранного партнера. Возникло опасение, что и вторая часть тоже может быть поглощена, то есть российская частная часть "ТНК" может быть поглощена "Роснефтью", госкомпанией. И это в целом не соответствует нашему тренду на сдерживание роста государственного сектора", - отметил Путин.

Глава государства напомнил, что была и другая составляющая - это конфликты между участниками ТНК-BP.

"Иностранный партнер – компания "ВР" многократно обращалась к нам за помощью. Мы старались не влезать в их корпоративные споры, но когда "ВР" пришла в правительство, руководство "ВР" пришло ко мне и сказало, что они хотели бы сотрудничать с компанией "Роснефть" (и вот это вторая часть, о которой я хотел сказать), мы не могли им сказать "нет", потому что иначе это смотрелось бы так, что мы их запихиваем под "ТНК", с которой у них вечный конфликт", - рассказал Владимир Путин.

Президент подчеркнул, что перед ним и правительством стоял сложный выбор, но в итоге "мы согласились на совместное предложение "Роснефти" и "BP".

"Что касается второй части, возможной продажи второй части "ТНК" той же "Роснефти", то это исключительно инициатива самих акционеров "ТНК", они выразили желание свою часть тоже реализовать", - заявил глава государства.

По мнению Владимира Путина, в этой ситуации есть и третья составляющая - это не просто купля-продажа, а в том числе и обмен акциями.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU"Причем акциями как теми, которые принадлежали самой Роснефти, так и, по-моему, 5,7 процентов акций Роснефти, принадлежащих государству, а вот это уже находится как бы в струе наших стратегических планов, это в известной степени приватизация, это вход частной иностранной компании в российскую государственную компанию. При этом они, наши партнеры из Великобритании, приобретают достаточно большой в целом пакет, я сейчас не помню точно, но это, по-моему, в открытых источниках есть. Во всяком случае, это дает им возможность иметь своего представителя в совете директоров, а это уже, что называется, отдельная история. Я, во всяком случае, исхожу из того, что если будет представитель крупного акционера в совете директоров, это обеспечит дополнительную прозрачность деятельности нашей крупнейшей нефтяной компании "Роснефть", которая, кстати говоря, является крупнейшей по добыче сырой нефти в мире", - отметил президент.